Кран на байпасе. Можно ли его ставить? Что такое байпас и зачем он нужен: изучаем функциональные особенности и правила установки Устройство байпаса в системе отопления

Байпас и необходимость его монтажа при организации однотрубной или двухтрубной систем отопления обусловлены улучшением качества обогрева помещений в частном доме или квартире многоэтажки. Для чего нужен байпас: это металлическая или пластиковая труба в виде перемычки, обходящая тот или иной отопительный прибор. Сама установка байпаса создает варианты по перенаправлению теплоносителя в обход заменяемых или ремонтируемых устройств без отключения отопления в доме. Перемычка из отрезка трубы для перенаправления жидкости в обход конструируется неуправляемым (открытым), с клапаном, или автоматическим.

Устройство может обслуживать разные механизмы — насос системы отопления, манометр, радиатор, коллектор, трубопровод «теплый пол», и т.д. Особенно важен обход для бесперебойной работы насоса – при правильном уклоне труб принцип работы естественной циркуляции на время заменит ремонтируемый насос, и отопление не будет отключено. Важно обвязать трубной перемычкой радиаторы, особенно в однотрубной схеме, а при включении в схему клапанов перепускных байпасный вентиль просто необходим. И последнее применение устройства – работа в коллекторном узле двухтрубных схем при смешении подачи и обратки на входе или выходе в котел.

Перемычка может устанавливаться в трубопроводах металлопластиковых, полипропиленовых, стальных, чугунных, латунных или медных. Устройство можно купить или сделать своими руками, но металлические стальные трубы использовать нежелательно, так как они ржавеют и засоряют теплоноситель. Оптимальный вариант – отопление и байпас из полипропилена: схема такого трубопровода будет работать надежно и долго.

Для чего нужен байпас и как он работает

Однотрубная схема разводки отопления до сих пор имеет спрос в индивидуальном строительстве, но и в старых многоэтажных домах такое решение применялось часто, поэтому установка обходной трубы считалась вариантом не обсуждаемым и необходимым.

Целевое назначение:

  1. Обеспечение бесперебойной работы отдельных узлов системы отопления без отключения тепла. Ремонт или замена механизмов, оборудования и отдельных элементов в системе отопления облегчается тем, что входные и выходные запорные вентили (подача и обратка) теплоносителя перекрываются, а рабочая жидкость перенаправляется по перемычке-трубе, в результате чего можно беспроблемно демонтировать сломанный узел или отремонтировать его. Вот зачем нужен байпас в системе отопления, но это не единственное предназначение байпаса;
  2. Функционирование однотрубной отопительной системы можно усовершенствовать, так как она имеет существенный недостаток: температура от нагретого теплоносителя неравномерно распределяется по радиаторам из-за последовательной схемы их подключения. Таким образом, в самом последнем радиаторе температура всегда будет самой низкой. Для получения одинаковой температуры на всех батареях устанавливают байпас перед каждым обогревательным прибором – радиатором, батареей или регистром. Здесь назначение байпаса состоит в том, что некоторый объем носителя направляется в обход секций радиаторов, и горячим попадает даже в самую дальнюю батарею. При этом диаметр трубной перемычки в однотрубной системе отопления должен быть равным или меньше диаметра труб основной схемы;
  3. Поддерживать работу систем отопления при аварийном отключения электричества, так как циркуляционный насос не функционирует, а наличие обвода сделает передвижение теплоносителя бесперебойным.

Важно: Домовладельцы часто задаются вопросом, а нужен ли байпас в двухтрубной системе духтрубной отопления? При такой схеме движения рабочей жидкости байпас после закрывания вентиля будет перенаправлять теплоноситель на те участки, которые больше других теряют тепло.

Классификация устройств

Байпасы разделяются по типу запорной арматуры и по функциональному назначению. По разновидностям запорных устройств в схеме разных систем отопления обводы бывают:

  1. Включение в систему с запорным вентилем, который вручную открывается или закрывается в нужный момент. Вентиль, который может быть трехходовым или шаровым, рекомендуется врезать по центру трубы;
  2. Перемычка с клапаном – автоматическое устройство, работающее автономно и не требующее постороннего вмешательства. Автоматический отопительный клапан — это резиновый или силиконовый непотопляемый шар. Такой байпасный клапан работает только совместно с насосом: при включении электродвигателя клапан под давлением рабочей жидкости открывается, при выключении насоса – закрывается, останавливая перемещение теплоносителя.

Важно: чтобы установить байпас с автоматическим клапаном в систему отопления полипропиленовых труб, необходимо следить за происхождением рабочей жидкости: она должна быть абсолютно чистой, без накипи, мусора, ржавчины, и т.д. Любые твердые частицы могут деформировать шар, и клапан будет пропускать жидкость.

По функциональному предназначению байпасы классифицируются, как:

  1. Радиаторная перемычка, расположенная на входе в радиатор для планового или аварийного отключения прибора без остановки отопления;
  2. Байпас насосный: устанавливается одновременно с насосом для отключения или изменения режима его функционирования. Если обводная труба установлена правильно, то выход насоса из строя невозможен;

Установка байпаса – условия и способы

Чтобы установить обходную трубу байпаса в систему отопления полипропиленовых труб правильно, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Диаметр обходной трубы берется меньшим, чем диаметр трубопровода;
  2. Перемычка должна располагаться как можно дальше от основного стояка и как можно ближе к обслуживаемому устройству;
  3. Байпас монтируется в горизонтальном положении во избежание появления воздушных пробок;
  4. Устанавливать байпасный отрезок трубы можно только после слива теплоносителя.

Первый способ монтажа перемычки для радиатора – сварной. Включение полипропилена в систему отопления обеспечивает максимальную надежность схемы, но стальные трубы тоже можно использовать, правда, с меньшей эффективностью. ПВХ или металлические трубы для байпаса сверлятся в нужном месте, в отверстие вставляется труба перемычки, стык обваривается. В месте былого подключения радиатора устанавливается шаровый кран. Последний этап – установка радиатора на новое место, фиксация прибора и подключение его к отоплению.

Второй способ — муфтовый. Радиатор также демонтируется, перемычка крепится на месте при помощи заводских муфт, на краях байпаса врезается запорная арматура. Точно так же радиатор крепится и подключается в схему на новом месте.

Байпас в системе «теплый пол»

О том, как правильно установить байпас в схему «теплый пол», нужно рассказать более подробно, так как температура теплоносителя при таком решении не должна быть более 45 °С. Монтаж теплого пола предусматривает установку коллектора, а обводная перемычка на нем выполняет роль обходного отрезка отопительной трассы и узла смешения.

Смесительный узел в коллекторе – это трехходовой клапан с термодатчиком. Клапан делит поток теплоносителя на две части, одну из которых он направляет в трубы устройства «теплый пол», а вторую – через параллельную магистраль. При этом происходит смешение подачи и обратки, после чего рабочая жидкость поступает обратно рубашку котла.

Перед тем, как сделать байпас по малому контуру, нужно понимать, что перемычка через трехходовой клапан будет соединять подачу и обратку, то есть, коллектор должен быть обязательно включен в схему теплых полов. Работает байпас в такой схеме следующим образом: после запуска котла трехходовой перекрывает поступление холодной рабочей жидкости из теплотрассы в теплогенератор.

После того, как теплоноситель нагреется до заданной температуры (45-50°С), автоматический клапан откроется и пропустит некоторое количество горячего теплоносителя в трубу обратки. Такой прием позволяет избежать накопление конденсата в камере горения и на поверхности рубашки котла.

Металлический или ПВХ отрезок обводной трубы необходим в любой схеме отопления, так как его использование представляет собой экономичный вариант распределения тепла с высоким КПД при экономии твердого, газового, жидкого или электрического энергоносителя. Проще говоря, объем теплоносителя, который подается на радиаторы и другие приборы и устройства, при установке байпаса сокращается, не нарушая нормы расчета теплоотдачи как отдельных элементов системы, так и всей конструкции.

Байпас в системе отопления – неотъемлемая деталь установки отопительной системы, которая внешне представляет собой перемычку или кусок трубы, вмонтированную на теплотрассе по параллели с основной линией. С ее помощью можно решать различные задачи, поэтому она неизменно присутствует в любой схеме и является одним из важнейших элементов. О способах применения байпаса должны знать специалисты и рядовые владельцы жилых помещений, чтобы вовремя предотвращать возможные неполадки и обращаться за помощью.

Что такое байпас для системы отопления

Байпас возвращает переизбыток теплоносителя в магистраль стояка

Байпас – это небольшой участок трубы, смонтированный так, чтобы путь для носителя тепла проходил сквозь сам прибор и в обход агрегата. Сам термин происходит от английского слова bypass, которое переводится как “перепуск” либо “обход”. Тип и строение элемента зависят от решаемой задачи, он может иметь форму трубопровода обводного типа или участка, представляющего прямую линию, которая нужна для соединения обратной и подающей магистралей. Деталь может устанавливаться:

  • на радиаторах в системах однотрубного закрытого либо открытого типа;
  • рядом с циркуляционным насосом, функционирующем в самотечной тепловой сети;
  • в качестве перемычки между обраткой и подачей, которая образует маленький циркуляционный контур;
  • в смесительных узлах.

Стандартный байпас на отопление может быть управляемым и неуправляемым, во втором случае его постоянно держат открытым, чтобы жидкость свободно проходила через путь. Нередко в частных и многоквартирных домах на такие перемычки ставят управляющее устройство, это может быть вентиль или специальный прибор, способный менять сечение прохода.

Разновидности изделий

Все байпасы, используемые в теплосети, разделяют на три разновидности с учетом варианта запорной арматуры и назначения самого прибора. В целом они работают по одному принципу, но у каждой разновидности есть свои характерные особенности.

Автоматический

Автоматический байпас устанавливают в систему с чистым теплоносителем без примесей

Вариант автоматического типа способен функционировать автономно, его не понадобится регулировать дополнительно. Он выглядит не как байпасная стандартная труба, а представляет собой резиновый клапан, применяемый совместно с насосом циркуляции. После включения давление клапана прокладывает путь теплому носителю, в выключенном режиме автоматически закрывает.

Автоматический байпас устанавливают только в системах снабжения горячей водой и отоплением с чистыми носителями без примесей, поскольку любая грязь, ржавчина или налет провоцируют деформацию прибора.

Ручной

Такой вариант работает по механическому принципу путем ручного открытия и закрытия крана, который должен находиться в центральной части перемычки. Байпас этого типа, применяемый в конструкциях для обогрева помещений, обычно дополнен трехходовым либо шаровым краном, оба типа отличаются только строением и функционируют абсолютно одинаково.

Нерегулируемый

Байпас нерегулируемый на обвязке радиатора – краны отсутствуют

Байпас нерегулируемого типа на радиаторе отопления является простой трубой без вспомогательного оборудования, которая все время открыта. Жидкость внутри нее способна двигаться произвольно, что не дает возможности менять скорость и интенсивность движения носителя. Монтаж таких устройств уместен лишь для подключения агрегатов, которые способны качественно обогреть помещение.

Где используется байпас

Байпас должен поддерживать всю систему в работоспособном состоянии даже в том случае, если один из ее элементов сломается, либо будет отключено электричество. Все агрегаты, которые подключаются при помощи устройства, можно без труда отсоединить от основы, для этого понадобится только закрыть два крана, после носитель тепла пойдет по обводному пути.

Правильный байпасный простой трубопровод устанавливают на расстоянии вытянутой руки от пола либо выше. Это минимальные требования к его установке в соответствии с нормами.

На обвязке радиаторов

Перемычка применяется только для радиаторных устройств, функционирующих в однотрубных конструкциях отопления, она не нужна для двухтрубных контуров, так как в этом случае все агрегаты будут подключены параллельно каждому. Поскольку однотрубная разводка требует последовательного подключения, теплоноситель будет остывать по мере приближения к каждому прибору, дальние из которых получат минимум тепла. Эту проблему решает байпас, помогающий сделать потоковое движение независимым и помочь теплоносителю проходить непосредственно внутрь радиатора.

На циркуляционном насосе

Байпас усиливает эффективность циркуляционного насоса

Насос циркуляционного вида подключают при помощи прибора только в конструкциях с естественной циркуляцией, в этом случай байпас нужен лишь для усиления эффективности работоспособности. Это хороший вариант для систем, в которых установлен коллектор разгонного типа, а также трубы с соблюдением нужного уклона и диаметра. Системы с принудительной циркуляцией не требуют установки байпаса.

Для теплого пола

В теплых полах любого типа постоянно ставят смесительный узел с байпасным обводным трубопроводом. Сама перемычка нужна, чтобы работа теплого пола шла без перебоев, это важный элемент, без которого система не сможет функционировать. В покрытиях с подогревом должна все время сохраняться определенная температура, байпас отвечает за ее регулировку и доведение до необходимого значения.

Инструкция по установке

Чтобы не сделать ошибок во время установки и провести правильный расчет, нужно учитывать нюансы подсоединения байпаса. Монтировать трубку можно при создании новой системы либо ремонтировании установленной конструкции. Во втором случае понадобится устанавливать запорную арматуру, патрубки и тройники из полипропилена либо других материалов. Если речь идет о подсоединении радиатора, нужно помнить:

  • обводное сечение внутри должно быть менее одного шага в диаметре трубы магистрального типа;
  • установка байпаса проводится на минимальной дистанции от радиатора;
  • в многоквартирном доме на байпас не разрешается ставить краны.

Соблюдение стандартных правил установки и эксплуатации байпаса поможет обеспечить полную работоспособность системы и избежать возможных аварийных ситуаций.

Любая система водяного отопления, независимо от ее типа, должна быть спроектирована и смонтирована в строгом соответствии с существующими правилами, с учётом всех особенностей здания и размещения в нем приборов теплообмена (радиаторов). В собранном и отлаженном состоянии она должна работать, как сбалансированный общий механизм. Мелочей в этом вопросе нет – каждый элемент системы выполняет ту или иную функцию, и игнорирование установкой каких-либо деталей или узлов может закончиться неработоспособностью или крайней неэффективностью функционирования всего отопления в целом.

В настоящей публикации будет рассмотрен байпас в системе отопления что это такое, в каких случаях применяется, какую роль выполняет и другие сопутствующие вопросы. Даже если хозяева и не собираются заниматься самостоятельным монтажом своей системы – информация все равно будет для них полезной. Во-первых, она помогает понять требования по правильной эксплуатации приборов отопления – здесь есть определенные нюансы. Кроме того, это даст им возможность «говорить на одном языке» с приглашенными специалистами. Если пришедший сантехник ничего не знает о байпасе – то это явный «самозванец». Другая крайность – пользуясь неопытностью хозяев специалист начинает задирать за установку «сложного байпасного узла» просто нереальную цену. Так что лучше заранее иметь представление о предмете разговора.

Что собой в принципе представляет любой байпас?

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов. Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

Цены на байпасы для систем отопления

байпас для радиаторов отопления

Байпас в обвязке радиатора отопления

Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия

Чтобы представить себе важность байпаса, давайте вспомним, как обычно организуется система отопления в многоквартирных домах.

В многоэтажках старой постройки, в целях упрощения схемы и удешевления монтажа повсеместно применялась и остается по сей день однотрубная система отопления. В теплопункте (на элеваторном узле) здания имеются два коллектора – подачи и «обратки». От коллектора подачи вверх уходит труба-стояк, и от него, начиная с последнего этажа, последовательно «нанизаны» радиаторы отопления (вариант а. – с верхней подачей ) Другая сходная схема (вариант б. – с нижней подачей ), когда на пути до верхней точки стояк также захватывает последовательного расположенные радиаторы.

Попробуйте представить, что будет, если хотя бы на одном из радиаторов, неважно, в каком стояке и на каком из этажей, вдруг случится авария. Для замены батареи придётся ее демонтировать. А это автоматически влечен необходимость разрыва этой самой последовательной «цепочки». Весь стояк (или даже два, как в примере справа) становится полностью неработоспособным.

А теперь – эта же схема, но дополненная байпасами на каждом из приборов теплообмена.

Очевидно, что если на любой из батарей случится авария, или в течение отопительного сезона появится необходимость перекрытия какого-либо радиатора, например, для замены его на новую модель, это никак не скажется на общей работоспособности системы. Достаточно перекрыть прибор теплообмена с помощью запорных кранов (а их установка настоятельно рекомендуется), как показано на выноске справа, и вполне можно проводить ремонтные работы или полный демонтаж. Байпас обеспечит необходимую циркуляцию теплоносителя по всем остальным радиаторам в стояке.

Это – не единственное достоинство байпаса в обвязке радиатора однотрубной системы отопления. Многим, наверное, знакома ситуация, когда зимой внезапно приходит потепление, но централизованная система теплоснабжения – не настолько гибкая, чтобы мгновенно реагировать на подобные изменения. В итоге в комнатах – невыносимая жара, что бывает даже хуже, чем легкий недостаток тепла. Открытые настежь форточки зимой – это сквозняки, не несущие ничего хорошего. Значит, желательно иметь возможность регулировки уровня нагрева радиаторов.

Однотрубная система с байпасом предоставляет такую возможность. Достаточно установить на входе в батарею вместо запорного крана (или даже последовательно вместе с ним) прямой термостатический кран, и проводить по мере необходимости количественную регулировку уровня нагрева. Она заключается в изменении объема проходящего через радиатор теплоносителя за единицу времени. Невостребованный для достижения установленного уровня нагрева теплоноситель попросту «сбрасывается» дальше в систему общей циркуляции через байпас.

Казалось бы, а что мешает установить подобный термостатический кран или клапан и без байпаса? Да, действительно, терморегуляция будет, но так как работа такого крана основана на заужении прохода и, соответственно, снижения общего объема протекающего через радиатор теплоносителя, то это скажется на всех абсолютно батареях, подключенных к этому стояку. И вряд ли это может понравиться соседям.

Одним словом, в однотрубной системе отопления многоквартирного дома, байпас становится обязательным элементом обвязки радиаторов.

В автономных системах частных домов хозяева, безусловно, вольны «экспериментировать» так, как им нравится. И все равно установка байпаса дает им массу преимуществ – это и более равномерное распределение тепла по помещениям, и уже упомянутая ремонтопригодность любого из участков системы. При желании или по необходимости всегда сохраняется возможность даже полного отключения того или иного помещения – это не скажется на общей работоспособности отопления.

В частном доме, имеющем два или более этажей, может применяться точно такая же система стояков, или же горизонтальная разводка по каждому уровню, как в одноэтажном здании. Суть не меняется – между входом и выходом каждого радиатора и при горизонтальной разводке однотрубной системы все равно монтируется перемычка.

Одной из «классических» систем, сочетающей простоту и экономичность монтажа и достаточную гибкость в регулировках, является «ленинградка». Уже в самой ее конструкции заложены принципы «байпасного узла» на каждой батарее отопления. Причем очень часто роль такой перемычки между входом и выходом радиатора выполняет непосредственно сама горизонтальная труба отопительного контура.

Благодаря своей простоте и ряду неоспоримых достоинств, система «ленинградка» остается одной из наиболее популярный в среде частных застройщиков.

Как правильно организовать систему отопления «ленинградка»?

Принципиальная схема подобной системы – едина, но в ее реализации также возможны различные варианты. Специально для тех, кто желает организовать в своем доме , на нашем портале размещена очень подробная публикация, посвященная именно этому вопросу.

Видео: ключевая роль байпасов в обвязке радиаторов однотрубной системы отопления

Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления

Те хозяева, которые уже сталкивались с монтажом сантехнических труб и соответствующей арматуры, должны справиться и с установкой байпаса на радиатор отопления. Если есть навык сборки резьбовых соединений, фитинговых узлов, сварки (пайки) полимерных труб, то никаких особых сложностей не предвидится.

  • Между основной трубой контура и байпасом не должно быть никаких запорных элементов. Так исключается вероятность даже случайного перекрытия нормальной циркуляции теплоносителя по всему контуру.

  • Если байпас монтируется на вертикальном стояке, то его следует разместить, по возможности, на максимальном удалении от стояка и при этом – как можно ближе к радиатору отопления. Безусловно, при этом должна быть заранее продумано свободное пространство для установки запорных (и регулировочного, если он планируется) кранов на входе и выходе из батареи.
  • Важное значение всегда имеет диаметр труб, из которых собирается байпасный узел обвязки радиатора. «Классической» схемой является следующая: на разветвляющем тройнике патрубок, отходящий к радиатору отопления, имеет диаметр на один размер меньше диаметра стояка, а сам байпас – на два размера меньше.

Пример показан на рисунке: контур (стояк) выполнен из трубы 1 дюйм, стало быть патрубки подключения радиатора должны быть ¾ дюйма, а труба, из которой выполнен байпас – ½ дюйма. При таких пропорциях обеспечится корректная работа радиатора безо всякого дополнительного вмешательства – согласно законам гидравлики, поток теплоносителя разделится на основной, следующий через радиатор и вызывающий его нагрев, и прямой, идущий через байпас. Этим самым, кстати, достигается и наиболее оптимальное расходование тепловой энергии. Тепло практически не растрачивается на прямом отрезке байпаса, тем самым несколько компенсируя при обратном смешивании потоков те потери, которые ушли на отопление данного помещения.

При горизонтальном положении контура соотношения обычно несколько иные. Роль байпаса здесь играет сама магистральная туба. Однако, рекомендуется ее участок между тройниками ответвлений на радиатор заузить на один размер. Соответственно, патрубки подключения батареи отопления с кранами должны быть меньше магистральной трубы на два размера.

  • Допустимо ли ставить вентиль на байпасе? Казалось бы, он напрашивается – с его помощью можно также регулировать количество проходящего через радиатор теплоносителя. Например, при недостаточности тепла такая мера может дать определенный эффект – закрыв кран, хозяева перенаправляют весь поток именно через батарею.

Вопрос – неоднозначный. Если речь идет о стояке однотрубной системы отопления в многоквартирном доме, то установка крана станет грубым нарушением. Перекрытие байпасов в одной или нескольких квартирах приводит к разбалансировке общей схемы раздачи тепла, то есть эффект усиления обогрева в одном месте достигается исключительно за счет других жильцов дома. Если поступят жалобы на качество коммунальных услуг, и проверкой будут выявлены самовольно установленные краны на байпасах, неважно от их закрытого или открытого положения на момент ревизии, то можно не сомневаться, что на этих хозяев свалят ответственность за всё. Понятно, что оправдываться перед соседями будет очень сложно, и так можно нажить себе кучу врагов. Это еще не считая возможных мер административного плана.

А вот в автономной системе частного дома такие регулировочные краны ставят достаточно часто. В этом случае даже нет нужды строго соблюдать пропорции диаметров труб байпаса – все можно сбалансировать вручную, сужая или расширяя проход для теплоносителя краном. В той же «ленинградке» - это вполне обычное явление, повышающее общую гибкость всей системы.

Пример показан на иллюстрации. В демонстрируемом случае радиаторы подключаются к контуру через обычные шаровые вентили (поз. 1), выполняющие только функцию запорной арматуры – для возможного полного отключения батареи. А точная балансировка уже производится игольчатым краном, который установлен на участке магистральной трубы между тройниками, выполняющем при подобном подключении роль байпаса. Впрочем, и это нисколько не мешает дополнительно установить еще непосредственно на входе в батарею термостатический кран или клапан. Одним словом, все в руках хозяев.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как рассчитывается

Для монтажа байпаса не потребуется много деталей. Как правило, если не нужна сколь-нибудь сложная конфигурация, все ограничивается двумя отводами, двумя тройниками снежным диаметром выходов, двумя шаровыми вентилями, несколькими отрезками труб, муфтами или сгонами для окончательной сборки.

Такой узел можно выполнить как из металлических труб, так и с использованием полипропиленовых или металлопластиковых. Ниже будут приведены несколько чертежей – они просты для понимания для тех, кто знает, о чем идет речь. Ну а для тех, кто не владеет навыками такой сборки, боится браться за самостоятельную работу – пусть будет как руководство для проверки правильности выполнения работ приглашенным специалистом. В их среде, к сожалению, появилось немало явных неопытных профанов, желающих только лишь быстрого и легкого заработка.

На схеме обозначены:

Поз. 1 – труба стояка со стороны поступления теплоносителя. Соответственно, поз. 2 – этот же стояк, но уже со стороны обратки.

Переход с резьбовой части металлической трубы на полипропилен осуществлен с помощью фитингов (поз. 3).

Поз. 4.1 – два отрезка полипропиленовой трубы (здесь и на всех других участках необходимо использовать армированную, для горячей воды), внешним диаметром 32 мм.

Поз. 4.2 – два отрезка диаметром внешним диаметром 25 мм.

Эти отрезки ввариваются в два тройника (поз. 5), для чего могут потребоваться переходники на нужный диаметр.

Поз. 6 – сам байпас, выполненный из отрезка армированной трубы внешним диаметром 20 мм.

Поз. 7 – фитинги для перехода к металлической резьбовой части кранов.

Поз. 8 – на входе в радиатор ставится термостатический прямой кран (или клапан). Может использоваться и обычный шаровой вентиль, если нет необходимости регулировать уровень нагрева.

Поз. 9 – шаровой запорный вентиль – со стороны выхода из радиатора.

Оптимальным решением подключения к радиатору, позволяющим быстро и без особого труда провести его установку или демонтаж, будет использование муфтового соединения с накидной гайкой – «американкой» (поз. 10). Очень часто они уже входят в комплект запорно-регулировочных устройств.

Поз. 11 – радиатор отопления.

Диаметры труб могут быть и иными – это зависит от параметров стояка отопления. Но рекомендуется соблюдать соотношение, о котором упоминалось по тексту выше.

Схема сборки узла обвязки с байпасом с использованием металлопластиковых труб отличается только применением специальных пресс-фитингов вместо сварных. В остальном же перечень деталей – очень схожий. На схеме показано, что на входе в радиатор, по желанию, может устанавливаться либо запорный вентиль, либо устройство термостатического регулирования.

Если сборка узла будет вестись из стальных труб ВГП, то здесь все зависит от умения и предпочтений мастера. Это может быть сварная конструкция, но с обеспечением разъемного соединения на самих радиаторах (сгоны или, удобнее, гайки-«американки»). Вполне можно собрать этот узел и полностью на резьбовых соединениях, как, например, показано на иллюстрации ниже:

Кстати, в этом случае можно приобрести и готовую деталь – сам байпас с уже приваренными верхним и нижним горизонтальными патрубками. Такие сборки, рассчитанные на стандартные межосевые расстояния радиаторов, продаются в специализированных магазинах.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как выбрать

Еще один вопрос по теме обвязки радиаторов – а нужен ли байпас на двухтрубной системе отопления?

Нет, он там уже никакой роли не играет. Каждый радиатор – совершенно независим, так как «опирается» и на трубу подачи, и на «обратку». Подобное параллельное подключение дает возможность в любой момент отключать или даже полностью демонтировать перекрытую батарею – это никак не скажется на общей работе всей системы.

Двухтрубная система – более дорогая и сложная в монтаже, но зато преимуществ у нее намого больше. Все чаще она применяется и в многоэтажных домах, и если в вашей квартире именно такая система, то о байпасе задумываться не придется.

Правда, необходимо быть точно уверенным, что система - именно двухтрубная. Дело в том, что может ввести в заблуждение наличие второй трубы, которая всего лишь выполняет роль стояка, обеспечивающего верхнюю подачу теплоносителя, а система все равно остается при этом однотрубной. Радиатор подключён последовательно к одной трубе, и байпас в таком случае – обязателен.

В двухтрубной системе обязательно радиатор подключён к двум разным стоякам – к подаче и «обратке». Байпас в такой ситуации никакой роли играть не будет.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что собой представляют

Байпас в узле циркуляционного насоса

Доказывать то, что автономная система отопления частного дома, работающая по принципу принудительной циркуляции теплоносителя – более эффективная и управляемая, наверное, не надо. Установка насоса быстро оправдывает себя и в плане оптимального распределения тепла по помещениям, и в экономичности эксплуатации, и это даже несмотря на то, что сам насос являете потребителем энергии. Даже те хозяева, у которых собранные когда-то системы были рассчитаны на естественную, гравитационную циркуляцию, не отказываются сейчас и от дополнительной установки насосного узла.

Но вот проблема – в ряде местностей не являются каким-либо и ряда вон выходящим явлением перебои в снабжении электроэнергией. Ну а система отопления, завязанная на циркуляционный насос, волей-неволей становится энергозависимой. Хорошо, если продуман вопрос какой-нибудь альтернативной подачи электроэнергии на этот случай – от источника бесперебойного питания или собственного генератора. , хотя и это выручит только на какой-то короткий период. Значит, необходимо спланировать систему отопления так, чтобы она в подобных экстремальных ситуациях могла бы переключаться на работу по принципу естественной циркуляции. И в этом помогает байпас, установленный на насосном узле.

Такой узел может работать в ручном режиме – при отсутствии электропитания хозяевам необходимо всего лишь переключить краны, перенаправив поток теплоносителя не через байпас с насосом, а напрямую по магистральной трубе. В иных сборках используются клапанные устройства – там поток будет перенаправлен в автоматическом режиме. Еще один вариант – инжекторная схема, без крана и клапана, но ее, честно говоря, не особо хвалят, и советуют все же обратиться к «классике».

В настоящей публикации на насосном узле с байпасом останавливаться не будем. Вовсе не потому, что этот вопрос – не важен. Скорее, наоборот – проблемам выбора и правильной установки циркуляционного насоса, от проведения необходимых расчетов до пошаговой инструкции по самостоятельному монтажу, посвящена отдельная публикация.

Циркуляционный насос системы отопления.

Преимущества принудительной циркуляции теплоносителя по контуру отопления – очевидны. Сам насос – не столь дорог, и его монтаж также не представляет особого труда. Поэтому, не сомневайтесь – прочтите специальную публикацию нашего портала, в которой вам расскажут и о том, как правильно выбрать, и как самостоятельно .

Цены на разные виды циркуляционных насосов

циркуляционный насос

Другие случаи использования байпасов в системе отопления

Байпас в коллекторном узле системы водяного «теплого пола»

В сложный по своей структуре автономных системах отопления обычно используется коллекторная схема. Особо это важно в тех случаях, когда требуется соблюсти разные показатели температуры и давления теплоносителя в различных выделенных контурах.

Как правило, это встречается в системах, включающих водяные «теплые полы». В них недопустимы высокие температуры, а точные показатели давления в каждом отдельном контуре (а их может быть даже по нескольку в одном помещении) зависят от его протяженности и диаметра использованных для укладки труб.

Чтобы добиться точной балансировки каждого контура, применяются специальные коллекторно-смесительные узды. Они обычно оснащены собственным циркуляционным насосом, специальными термостатическими приборами, обеспечивающими смешение потоков теплоносителя из труб подачи и «обратки», чтобы выйти на требуемый уровень температуры. Кроме того, они помогают сбалансировать и давление в разветвлённых контурах.

Циркуляционный насос этого модуля не может плавно менять создаваемый им напор – в лучшем случае, там предусмотрено две-три ступени регулировки. Точная настройка напора и производительности для каждого контура производится индивидуальными балансировочными вентилями. И в конструкцию некоторых подобных смесительных узлов разработчики включают еще и байпас, с собственным балансировочным клапаном.

Судя по отзывам опытных монтажников «теплых полов», некоторые из них считают байпас в этой схеме – практически лишней деталью. Действительно, можно встретить массу примеров предлагаемых в продаже смесительно-коллекторных узлов без этого элемента. Тем не менее, и он выполняет определённую роль, в частности, предохраняет циркуляционный насос модуля от перегрузки. Избыточный, невостребованный в контурах «теплого пола» напор теплоносителя просто сбрасывается через хорошо сбалансированный байпас в «обратку», предотвращая, таким образом, никому не нужные скачки давления.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что такое

Байпас, создающий «малый контур» твердотопливного котла

Если присмотреться к правильно выполненной обвязке твердотопливного котла системы отопления, то очень часто можно заметить, что в непосредственной близости от него основные магистрали подачи и «обратки» связаны перемычкой-байпасом. Для чего это нужно?

Дело в том, что работу такого котла регулировать сложнее всего, а температуры при горении твердого топлива всегда достигают, в отличие от газового оборудования, очень высоких величин. Кроме этого, процесс сгорания древесины в любом виде или угля обязательно сопровождается большим количеством дыма, содержащего массу твердых взвесей, которые оседают в виде сажи.

При запуске такого котла, на начальной стадии, когда в него поступает холодный теплоноситель, из-за очень большой разницы температур на внешних стенках теплообменника начинается массовое выпадение конденсата. А это – прямой путь к быстрому зарастанию и внутренних газовых каналов теплообменника, и дымоходной трубы сажей, так как она отлично липнет на влажную поверхность. Кроме того, подобных «термических ударов» очень не любят чугунные теплообменники котлов. А для стальных теплообменников такие перепады нередко становятся «триггером» коррозии.

Выход один – свести к минимуму по времени этот цикл прогрева, когда температура теплоносителя на входе в котёл (в «обратке») и в трубе подачи – разительно различаются. Но как это сделать, если предстоит прогреть немалый объем всей системы отопления?

Вот для этого и создается малый круг циркуляции через упомянутый выше байпас. На таком коротком участке нагрев произойдет очень быстро, и процесс выпадения конденсата прекратится. А в нижней точке байпаса, на магистрали «обратки», стоит термостатический клапан или трёхходовой кран, предустановленный на определенную температуру.

Трехходовой термостатический клапан, останавливаемый на малом контуре котла, в точке пересечения байпаса и магистрали «обратки»

Как только температура циркулирующего пока только по малому контуру теплоносителя достигнет установленного значения (обычно это около 55 – 60 ºС), клапан начнет приоткрываться и постепенно «запускать в оборот» холодную воду из магистрали обратки. Смешивание с горячей водой, поступающей через байпас, обеспечит стабильность температуры поступающей в теплообменник котла жидкости. Такой плавный выход котла на расчетную мощность помогает избежать массы неприятных последствий, и в целом – значительно продлевает срок службы оборудования и всей системы отопления.

Рассматривать установку байпасов в смесительных узлах теплых полов и в малом контуре твердотопливного котла в настоящей статье – не планируется. Во-первых, подобные работы все же должны проводиться соответствующими специалистами – самодеятельность здесь не приветствуется. А во-вторых – эти темы вполне заслуживают отдельного подробного рассмотрения, которое обязательно будет проведено и опубликовано на страницах нашего портала. Следите за выходящими статьями.

Отопительные системы создаются из самых разных компонентов, и не все они одинаково знакомы людям. Если функция котла, насоса или регулятора в целом понятна, то представление о байпасе более размыто. А между тем, значимость такого оборудования, его правильный выбор и учет особенностей при монтаже очень велики.

Что это такое?

Нетрудно понять, что даже ничтожные поначалу дефекты в действиях инженерных систем и коммуникаций могут обернуться серьезнейшими проблемами. Доставляемый дискомфорт и даже опасность для здоровья при нарушениях в работе отопления вряд ли получится переоценить. Оттого внимательные, вдумчивые домовладельцы должны быть заняты профилактикой подобных неполадок. Немалую роль в ней играет как раз байпас, широко используемый и в отопительных контурах, и в водопроводных системах. Конструкция его не представляет особой сложности – это всего лишь перемычка в виде трубы, дополненной регулирующими устройствами.

Через байпасный клапан обеспечивается проход жидкости (питьевой воды или теплоносителя в системе отопления) в стороне от того или иного технического узла. Если совсем просто, – это обходной путь для воды на случай непредвиденных ситуаций. Если все работает нормально, по перемычке поток движется спокойно и размеренно. Но при определенных условиях запирающий элемент перекрывается и жидкость устремляется в сторону от прежней траектории. Подобное действие достигается потому, что диаметр байпаса неизменно меньше, чем у трубы, которая подводит к нему воду.

Применение такого устройства позволяет:

  • сделать заметно проще сервисные работы на трубопроводах;
  • поднять коэффициент полезного действия техники;
  • сократить непроизводительные энергетические расходы;
  • радикально решить проблемы заполнения труб и другой водной инфраструктуры воздухом;
  • гарантировать относительно стабильное действие даже в отличающихся от нормальных ситуациях.

Иногда можно столкнуться с рассуждениями, что байпас ставить нерентабельно. На самом деле это не так – при установке такого устройства получается заметно сэкономить электроэнергию. Сокращение подачи воды в батареи составляет до 35%, и потому можно уменьшить расход тепловой энергии примерно на 15%. Так как многие реальные системы расходуют много тепла, никаких негативных последствий не будет. Более подробную картину можно понять при консультации со специалистами.

Виды

Широкая область использования вынудила конструкторов и инженеров создавать самое разнообразное оборудование для конкретных целей. Различия между байпасами обусловлены либо видом запирающей арматуры, либо целевым предназначением. Изделия с краном относятся к механической группе. Все управление таким устройством производится вручную манипуляциями с краном, располагаемым в основном в центральной части перемычки. Допускается использование как трехходовых, так и шаровых перекрывающих устройств, на принципе действия это не отражается.

Байпасная линия может быть выполнена и с использованием клапана. Это уже полностью автономное от людей устройство, которое в процессе работы не регулируется. Резина, из которой делается шарообразный клапан, придает ему избыточную плавучесть. Подобная техника обычно используется в прямой связке с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды. Подключение их друг к другу позволяет обеспечить одновременный запуск.

Несмотря на удобство и эргономичность автоматизированной схемы, она применима не везде. Допускается использовать подобные устройства исключительно в контурах с безупречно чистой жидкостью. Внутри старой металлической трубы сплошь и рядом встречаются накипь, ржавчина, окалины и посторонние примеси. При контакте с мягким клапаном они способны очень быстро вывести его из строя. А невозможность до конца открыть или закрыть ход жидкости лишит автоматический контур основного преимущества.

Радиаторный тип байпаса (с накладным термостатом или без него) подразумевает монтаж их рядом с нагревательными батареями , что позволяет отключать такие батареи в случае необходимости. Другой тип – насосный, устанавливается всегда рядом с перекачивающими аппаратами и, наряду с полной остановкой, дает возможность корректировать режим их работы. Совершенно блокировать работу того или иного компонента бывает нужно, чтобы отремонтировать или заменить его. При этом через байпас водяной поток будет проходить свободно, связывая остальные радиаторы и котел (либо части водопровода) максимально стабильно. Также резервные системы питания приходится использовать, чтобы преодолеть объективные слабости однотрубной отопительной системы.

В ней теплоноситель неизбежно распределяется недостаточно равномерным образом. Последовательное питание радиаторов по объективным причинам оборачивается остыванием жидкости, и уже в последних нагревательных приборах она циркулирует с очень малой эффективностью. Но если до радиатора смонтирован байпас, проблема несколько смягчается. Определенная доля нагретой воды добирается без потери тепла даже в самые дальние углы и идет обратным ходом спокойно. Особенно ценно такое преимущество в крайне длинных и разветвленных контурах.

Похожим образом удается регулировать тепловую отдачу радиаторов даже в двухтрубных системах. Все, что нужно – перекрытие крана в определенном месте. Дальше теплоноситель станет поступать лишь на участки, где в нем есть необходимость. Байпас ставится также в тех домах, где электропитание нестабильно. Закрытие крана, подающего жидкость через неработающий временно насос, позволяет восстановить стабильное действие системы в целом. Да, естественная циркуляция менее эффективна, чем искусственная, но в такой ситуации выбирать не приходится.

Шаровой кран в байпасе прикрывают, когда требуется:

  • починить насос;
  • заменить его после поломки;
  • вычистить грязь из сеток фильтра.

Инжекционная схема байпаса отличается небольшой величиной и разработана специально для систем, монтируемых на небольшом участке. Клапанный тип всегда делается стандартной величины, в таком байпасе встроенный насос, фильтры и краны выставлены по прямой линии. К сведению: запрещено монтировать байпасы, имеющие насосы, если в котле уже есть свой собственный источник циркуляции. Формирование параллельной обводки производится в соответствии с требованиями СНиП. Эти нормативы нужно учесть при подборе комплектующих, вплоть до незначительных деталей.

Как выбрать?

Не вызывает сомнений то, что байпас действительно нужен в бытовых целях. Однако чтобы оправдать свои ожидания, требуется внимательно подбирать подходящее оборудование и учитывать все нюансы. Автоматические клапаны и обычные краны могут быть как в коротком, так и в удлиненном устройстве. Диаметр их представлен либо ДУ40, либо ДУ50. Желательно дополнять водяную систему байпасом перед измерительными узлами, который позволит получать воду даже при демонтаже счетчиков.

Схема подключения

Чтобы байпас работал как следует, его нужно не только правильно выбрать, но и грамотно установить. Обычно делают подсоединение одного края обходной трубы к патрубку подводки, а другого – к отводному контуру. Участок от байпаса до вводного отверстия оснащается запирающими деталями, которые или окончательно переводят поток в другую сторону, или разделяют его на две части. Чтобы можно было полностью перекрыть подачу жидкости на оборудование, кран монтируют еще на отводном патрубке. Самый простой вариант – патрубок с тройниками, подключаемыми с той и другой стороны.

Такие неуправляемые байпасы имеют непрерывно открытый просвет. В большинстве случаев подобные аппараты нужны для подачи воды на радиаторы. Поскольку она неизменно движется по маршруту, имеющему минимальное гидравлическое сопротивление, сечение на вертикальных изделиях должно быть меньшим, чем у основных магистралей. Байпасы, предназначенные для нижних разводок, формируют с тем же диаметром, что и на главном участке, и только отводной патрубок уменьшают. Рекомендуется время от времени прокручивать шаровые краны, чтобы исключить блокировку их при длительном простое.

Кроме расчета расстояния, нужно учесть и тот факт, что запорная арматура не может ставиться на обводных перемычках в многоэтажных домах. При неосторожном обращении или автоматическом срабатывании иные потребители тепла могут быть отключены от магистрали. А вот рядом с насосом, обеспечивающим циркуляцию, такое оборудование должно ставиться обязательно. Радиаторы, подсоединяемые в коллекторные и двухтрубные варианты разводки, не должны подключаться к байпасам, поскольку никакого смысла в этом нет. Насосы к байпасу подсоединяют, если система рассчитана на движение воды естественным течением.

В таких случаях особое значение имеют:

  • коллектор для разгона;
  • соблюдение проектных уклонов магистрали;
  • необходимый просвет любой трубы.

Выбор разводки определяется тем, есть ли свободное место. Байпас при создании теплого пола представляет собой составную часть смесителя. Чтобы подготовить теплоноситель, нужно применять смешивающий блок с трехходовыми клапанами, пропускающими строго ограниченный объем воды. Прочая часть ее выводится через байпас, после смешивания с покинувшей коллектор холодной жидкостью, движется потом в сторону котла. Особое значение имеет байпас в отопительной магистрали, куда горячую воду подает твердотопливный котел.

Там он помогает сделать малый циркуляционный контур в обвязке. Обводной канал подсоединяют к подающей линии с наиболее нагретой водой; другой участок подключается к трехходовому клапану возвратной линии. Поэтому в котел возвращается вода, которая прогрета самое меньшее до 50 градусов. Мотив подобного решения – профилактика бурной коррозии, которая часто настигает котлы, работающие от дров или угля. Отдельно стоит сказать о тупиковой системе отопления и о введении байпасов в нее.

Тупиковый вариант является одним из разновидностей двухтрубного контура. Кольца, которые используются для циркуляции, имеют самую разную длину. Конфигурация их делится на вертикальный и горизонтальный форматы. Вертикаль создается путем включения каждого прибора в ориентированный сверху вниз стояк. Чем ближе к нему кольца, тем они короче; оборотной стороной такого решения становится неоднородность в скорости обращения воды.

Потому в чистом виде подобная система не способна прогревать части дома совершенно одинаково. Практичность под вопросом, и это решение приемлемо (не более) лишь в многоквартирном доме. Горизонтальная тупиковая система формируется, если к отопительным аппаратам подсоединяется прямой и возвращающий трубопровод. Габариты связывающих узлов и самих труб оказываются совершенно одинаковы, что существенно упрощает работу проектировщиков, монтажников. Кроме того, горизонтальное исполнение понижает расход материалов, но несколько затрудняет балансировку работы радиаторов.

В любом случае, из источника тепла выводится доминирующая труба. По ней разогретая жидкость проникает в компенсирующий бак, где есть слив и сигнализирующий патрубок. Байпас монтируется либо на вводе в котел, либо на выводе из него. Это определяется предписаниями проекта. Бачок служит для вывода верхнего трубопровода, от которого уже устремляется жидкость по разводке в сторону отдельных радиаторов.

Установка

Одно из ключевых требований – сужение перемычки по сравнению с трубой, к которой она подсоединяется, уже знакомо. Нарушение этого правила не позволит жидкости проникать полноценно в определенное устройство. Монтаж байпаса производится как можно дальше от стояка, но при этом требуется максимальное сближение с обслуживаемым прибором. Запрещается монтировать перемычки как-то иначе, чем горизонтально – это может привести к усиленному накоплению воздушных пузырей. До начала работ 100% воды из системы полагается слить.

Часто байпасы стараются установить, используя сварочные аппараты. Предварительно механизм придется снять, и после этого, выбрав самую удобную точку на трубе, доставляющей воду, делать в этом месте отверстия. Их формируют таким образом, чтобы соответствовать диаметру перемычки. Ее сначала вставляют как можно плотнее, а затем уже приваривают. Теперь требуется смонтировать на резьбу, к которой раньше подсоединялся радиатор, запирающие детали. И, наконец, батарея отопления водружается на прежнее место, где ее нужно включить в состав системы и прикрепить с помощью кронштейнов к стене.

Своими руками сделать все тоже возможно. Перед началом работ придется опять же выключить радиатор из системы, демонтировать его.

Затем:

  • на вводную трубу с использованием фирменных муфт накручивается байпас;
  • противоположные края служат для крепления запирающей арматуры;
  • переносят точки фиксации демонтированного прибора;
  • ставят его на вновь отведенном участке;
  • подсоединяют к системе правильно, как следует из ее устройства;
  • закрепляют батарею с использованием кронштейнов.

Учитывая большую сложность современных отопительных систем, рекомендуется поручать монтаж байпасов профессионалам. Еще лучше, если все будет делаться одновременно с установкой или заменой других компонентов. Качественный монтаж включает обязательно опрессовку после сборки, так как только эта процедура покажет, правильно ли выполнены все работы или нет. Но в то же время самостоятельная установка не должна вызывать особых проблем. Главное – все тщательно рассчитать и исключить ошибки.

Целесообразно пользоваться полностью готовыми изделиями или формировать их из отдельных блоков. Когда нет опыта, целесообразно выбирать готовые конструкции, это понижает риск возникновения ошибки. Принципиально нельзя ставить байпас непосредственно на стояк, однако чрезмерное приближение к нагревательному оборудованию слишком плохо. Тогда работа устройства будет нарушена, а его эффективность окажется недостаточной. Непосредственно у байпаса должны быть позиции для опоры или готовые крепления.

Чрезмерно удаленный крепеж в разогретом виде поворачивает трубу и делает ее некрасивой внешне. Если требуется оживить старый нагревательный контур, монтируют обходной блок с насосом, обеспечивающим циркуляцию. Дополнительно потребуются краны шаровые (не понижающие скорости движения жидкости) и возвратный клапан. Максимальное внимание стоит уделить подбору запирающей арматуры и определению диаметров рабочих частей. На каждую обводную трубу монтируется пара тройников и шаровых кранов.

Знакомясь с определенным устройством, нужно ориентироваться на его целевое предназначение. Это и определяет, потребуется ли вентиль для регулировки, термический регулятор либо возвращающий клапан. Устанавливать все детали нужно по ходу воды, отсчет ведется от фильтра. Внимательно проверяют, чтобы детали были качественные и работали бесперебойно. Недопустимо появление пор, тем более крупных неровностей в сварном шве; соединяемые при помощи резьбы детали в норме выкручиваются, демонтируются без лишних усилий.

Байпас будет работать стабильнее, если его дополнить фильтром.

Фильтрация обязательна:

  • при использовании для передачи тепла жесткой воды;
  • в долгое время использующейся и изношенной системе;
  • в отопительном контуре, куда подключены дорогие насосы, котлы, радиаторы или трубы.

Кроме грубой механической очистки, во многих ситуациях требуется и более тщательная, скрупулезная подготовка воды в отопительной системе. Конечно, нет особой необходимости устанавливать там фильтры тонкой очистки, задерживающие грязь размером до 100 мкм. Но магнитные ловушки, мешающие распространению окалины и ржавчины, окажутся вполне полезными приспособлениями. Монтировать их можно как с врезкой в трубу, так и снаружи. Ограничиться горизонтальными контурами можно только в одноэтажной постройке.

Что касается использования байпасов в многоквартирных домах, они там приносят не меньшую пользу, чем в частном жилье. Скорость изменения нагрева батарей благодаря такому устройству существенно вырастает. Они настраиваются более гибко и свободно. Исключается такая ситуация, когда на улице уже потеплело, а центральная сеть не успела еще отреагировать на это, и подает тепло как в недавний сильный мороз. Если в системе отопления будут использоваться регуляторы, байпасы тоже оказываются полезными, они понижают разрушительное действие водяного давления.

Однотрубная отопительная система требует перемычки в любом случае, а вот в двухтрубной конструкции она оказывается излишним звеном. Радиаторные узлы или водопроводные приборы ставятся независимо. Если отключить какой угодно из них, прочие компоненты будут работать эффективно, как и прежде. Единственным исключением является применение трехходовых термических клапанов. Но подобная схема используется крайне редко, потому что она экономически неоправданна. Не стоит путать двухтрубную систему и наличие двух стояков, это не всегда связано между собой.

В настоящем двухтрубном контуре вводы радиатора подсоединены к автономным взаимно стоякам. Если же радиатор соединен с разрывом единственной трубы, вторая идет сама по себе и нужна для вектора подачи сверху. Это только стояк, а однотрубной система не перестанет быть. Соответственно, байпас оказывается совершенно необходимым элементом и в таком случае. Контуры в однотрубном исполнении часто создаются в целях экономии в частных домах, это, к примеру, «ленинградка».

Не рекомендуется ставить какую-либо арматуру в промежутке от стояка до байпаса, такое расположение может привести к случайному перекрытию главной отопительной магистрали. Часто возникают жалобы, что удаление регулятора от трубы и приближение его к батарее вызывает неприятные эстетические эффекты. Но подобные претензии неверны, ведь замаскировать байпас не составляет особого труда. А строгое соблюдение технических норм оказывается крайне полезным для поддержания работоспособности системы. Заранее продумывается, где поставят шаровые краны, изолирующие радиатор, или терморегуляторы.

Условные диаметры в проходах отопительных стояков полагается делать неизменными от вывода до тройника, в который запланировано поставить байпас. Диаметр трубопровода, подводящего жидкость к радиатору, на участке от тройников, обозначается как ДУ2. Стандартные правила предусматривает, что трубы здесь должны на размер превосходить габарит стояка. Сам байпас на размер меньше подводящего контура и на два размера уступает стояку. Но описанные пропорции относятся к неуправляемым аппаратам.

Тройник будет разделять водный поток на основную ветвь, идущую к радиатору, и на обводную, проходящую сквозь байпас. Если система оборудована термостатами, перемычка позволяет сбрасывать и избыток теплоносителя. Это позволяет спасаться от чрезмерного давления и необычного разрежения. Байпас можно применять для корректировки потока воды либо для остановки его, если поставить кран. Но в многоквартирном жилье подобная конфигурация неприемлема.

Регулировка в однотрубной системе отопления частного дома не может быть достигнута шаровыми кранами. Эта задача решается за счет игольчатых вентилей, которые меняют напряженность потока максимально точно. Альтернативой является применение регулировочного блок-крана. Когда он настроен, даже самое мощное случайное воздействие не повлияет на работу системы. В большинстве случаев вертикальные стояки ставят под прямым углом.

Но взамен можно ставить отвод под тем же углом с диаметром, идентичным диаметру самого стояка. Чтобы подключить трубу из металла к полипропиленовому участку, обычно применяют фитинги с резьбой. На промежутке между осью стояков и байпасов можно ставить полипропиленовую трубу с наружным диаметром 3,2 см. На вводе тройник рассчитывают именно на такие трубы. Выход тройника позволяет подключить трубу 2,5 см, а соединяемый с байпасом контур – на 2 см.

Приобрести деталь с необходимыми линейными характеристиками довольно сложно. Однако выход есть: нужно взять самый распространенный тип тройника 25-20-25. К вводу приваривается переходник, позволяющий подключать трубу с наружным сечением «32». Нежелательно делать очень крупный сегмент для подводки к радиатору, во многих случаях он сводится к нулю. Байпас в такой системе делается из трубы 2 см, а дальше идут фитинги, связывающие сварной стык полипропилена с металлом.

К радиаторам присоединяют штуцеры, помогающие соединять накидные гайки «американского» образца. Подобные элементы дополнительно покупать обычно не требуется, чаще всего они входят в набор поставки терморегуляторов. Когда запланировано применение запорного крана, он должен быть таким же – со штуцером и с накидываемой гайкой. Так упрощают монтаж, одновременно добиваясь получения разборного соединения. По сходным принципам связывают трубы из металлопластика и соединяющие фитинги.

Есть ряд схем, при помощи которых можно организовать весь контур исключительно из металлических труб. Сварка еще применяется для этой цели, но ее популярность неуклонно сокращается. Почти всегда хватает массово продаваемых деталей с продуманной резьбой. Если межосевые дистанции радиаторов соответствуют стандартам, можно просто купить полностью завершенный байпас, который уже на производстве оснащают участками с резьбой. В продаже имеется ряд обходных узлов, которые помогают развернуть скрытую подводку, сделать подключение батарей снизу.

Во многих случаях решение приходится принимать без подбора готовой схемы, просто по особенностям места. Высота перемычки никакими стандартами и повседневной практикой не регламентируются, ее определяют индивидуально. Насосы на байпасах, если они есть, должны окружаться кранами справа и слева. Такая мера позволяет свободно демонтировать прибор, когда появляется надобность. Ставить перемычку нужно и на коллекторы «теплых полов» либо на «гребенку» подводящих и возвращаемых коллекторов.

Цель ее применения – уже не столько отключение воды, сколько исключение:

  • скачков напора;
  • гидравлических ударов;
  • разреженных участков.

Насос, создавая общее давление, недостаточно гибок. Все контуры требуется снабжать теплоносителем обособленно. Балансирующие клапаны могут теоретически работать сами, но именно байпас помогает гасить негативное воздействие перепадов давления. Твердотопливные котлы оснащаются байпасами вследствие неритмичности своей работы, поскольку высокая температура в момент прогрева создает колоссальную нагрузку на теплообменник. Как раз по этой причине, чтобы сократить продолжительность цикла прогрева, и используют перемычки.

Трехходовой кран, заблокировав доступ жидкости во внешний контур, позволяет ей двигаться строго через байпас, потому время прогревания оказывается минимальным, как и связанный с этим риск. Как только малый контур достигает определенной температуры, кран автоматически планомерно приоткрывает ввод из обратного контура. Циркуляция медленно охватывает теплоноситель, содержащийся в общем контуре. Все происходит именно максимально плавным образом, автоматика и механика согласованно контролируют это.

Смена насоса в байпасе производится так:

  • открывается кран на основной линии, перекрывается кран на насосе.
  • откручивается из комплекса насос, монтируется другой;
  • возобновляется поступление теплоносителя;
  • после выкручивания винта на фронтальной части устройства уходит воздух;
  • закрывается кран, смонтированный на байпасной линии.

Время работы уменьшится в несколько раз, поэтому останавливать обогрев не придется. Особого внимания заслуживает применение байпасов не в отопительных, а в водопроводных контурах. Тогда они позволяют упростить переключение водоснабжения на подпитку горячей водой от водонагревателя. В зависимости от личных предпочтений, можно подавать ее даже на холодный кран.

Покупка простейшего байпаса обойдется в 1200-1300 рублей, более дешевые варианты нельзя считать качественными, так как почти всегда это брак или продукция сомнительного происхождения.

Если в доме установлены старомодные батареи из чугуна либо конвекторы из стали с ребрами, они рассчитаны по большей части на работу без перемычек. В таких случаях требуется внимательно все рассчитывать и собирать максимум информации о системе. Перемешивание воды целесообразно не только при использовании твердотопливных котлов, но и при размещении калориферов. Монтаж байпаса на полотенцесушителях производится примерно так же, как и в горячем водоснабжении. Технические особенности устройства подчиняются похожим требованиям.

Распространенная ошибка состоит в установке обеспечивающего циркуляцию насоса вне байпаса. В такой конфигурации ему приходится продавливать теплоноситель не только сквозь запирающую арматуру, но и через пару отводов. Тепловая эффективность потому резко падает, а расход энергии и создаваемый насосом шум растут. Существует нелепый миф, будто циркуляционное оборудование на байпасе основного стояка не сработает. На самом деле ситуация обратная: если бы там не было резервного контура, оно не могло бы работать.

Руководствуясь этим мифом, часть домашних мастеров ставит насос в байпас обратки, располагая шаровой кран между двумя вводами. Подобная мера приводит к тому, что до запуска насоса кран придется запирать, а при остановке – отпирать. И если когда-то забыть об этом, возникнут серьезные проблемы. Если смонтировать стандартный возвратный клапан (с пружиной), он в такой конфигурации будет работать плохо или вовсе не сработает, так как гидравлическое сопротивление чрезмерно. Не следует и раскрывать обратные клапаны, убирая из них пружины или переставляя эти детали.

Стоит запустить систему с подобным оборудованием, как быстро обнаружатся «оригинальные акустические эффекты» и просто хлюпанье. Чем скорее будет движение теплоносителя, тем чаще будут раздаваться посторонние звуки. Самым эффективным способом обустройства теплопровода оказывается применение поплавкового обратного клапана для гравитационной системы. Подобные механизмы присутствуют в ассортименте практически всех основных компаний, производящих компоненты для систем отопления. Когда оборудование работает в режиме натуральной циркуляции, поплавок открывается и не блокирует ход теплоносителя; стоит запустить насос в байпасе, клапан закупоривает основной стояк и перенаправляет жидкость по обводу.

Внимание стоит уделить расходным материалам и запорной арматуре, такой как вентили. Краны, оснащенные подвижным штоком, имеют важный недочет – диаметр седла почти на 50% уступает диаметру отопительной трубы. Такое обстоятельство существенно понижает качество циркуляции, потому краны упомянутого типа в байпасы ставить не рекомендуется. Чтобы не страдать от этого и не открывать все время шаровые вентили вручную, нужно применять сильфонные вентили вдвое увеличенного сечения. Куда тяжелее подобрать подходящую арматуру для центрального канала, параллельно которому и расположен байпас.

Там нужны вентили различных типов, обеспечивающие нормальный напор горячей воды и качество ее. Если теплоноситель не слишком хорош, имеет смысл монтировать фильтр на горизонтальном секторе трубопровода. Размещение его на вертикальных фрагментах не оправдывает себя.

В любом случае, стоит отдавать предпочтение вентилям от известных, давно зарекомендовавших свою продукцию производителей. Чтобы предотвратить проблемы, связанные с переполнением трубопровода воздухом, рекомендуется монтировать кран Маевского.

Слесари не должны слишком увлекаться сваркой, резьбовые соединения гораздо практичнее и удобнее. Это станет еще яснее при первом же серьезном сбое или при ремонте, когда резьба может быть убрана слесарными инструментом, а снять приваренные части будет почти невозможно. Выбирая гайки, можно покупать крепеж с прокладками как из резины, так и из силикона. Снимая и заменяя вентиль, требуется накрутить на резьбу муфту и контргайку, вслед за чем из вентиля вынимают отрезок трубы. Эта работа выполняется с помощью рожковых либо газовых ключей.

Байпасы могут употребляться и в водопроводных контурах, но там их роль гораздо скромнее, нежели в отопительных изделиях. Там перемычки призваны только помочь в установке счетчиков и насосов. Вместо измерения участка трубы, который нужно отрезать, и монтажа на его основе готового узла, можно поступить и иначе. Сам узел разбирают на части, убирают насос и связывают сегменты трубопровода с главной трубой. Потом вновь прикрепляют насос и начинают работать над отводной трубой.

Трубопровод осторожно приподнимают кверху, чтобы исключить физический контакт с насосом. После этого его или связывают намертво, или направляют по встречным курсам пару патрубков. Между этими патрубками внедряется кран с окружающей его перемычкой; похожая методика позволяет сооружать байпасы своими руками и для иных сантехнических приборов. Конечно, перенаправляющий горячую воду узел нужно проектировать и создавать так, чтобы он не мешал работать группе безопасности. Именно поэтому, несмотря на отсутствие видимых затруднений, вполне оправданно обращение к профессионалам за помощью для подготовки и монтажа байпасов.

Многим приходилось слышать, что для увеличения эффективности работы системы отопления надо монтировать байпас, но что он собой представляет, даже не догадываются. За этим красивым английским словом скрывается параллельный трубопровод основной системе отопления на определённом ее участке. Применяют байпас в том случае, когда требуется постоянно регулировать температурный режим на отдельно участке сети и для возможности поменять батарею отопления без отключения всей системы отопления. Для возможности производить регулировку, на байпас устанавливается соответствующая трубопроводная арматура.

Для чего нужен байпас

Что именно позволяет сделать установка байпаса в реальности? Например, если есть байпас счетчика индивидуального учета воды, то это позволит произвести его замену, не отключая при этом водоснабжение дома или квартиры. Тоже самое можно сказать и о циркуляционных насосах , интегрированных в систему отопления. Наличие байпаса позволяет перейти на естественную циркуляцию в случае отключения электричества, когда насос перестает работать. Если байпас с регулируемым термостатом есть рядом с радиатором, то это позволяет не только устанавливать необходимый температурный режим, но и заменить отопительный прибор в случае его выхода из строя, не отключая при этом систему отопления полностью.

В основном, байпас - это элемент однотрубной системы отопления . Такая система имеет ряд преимуществ, из которых основное - недорогой монтаж , и большое количество существенных недостатков. Установка байпаса позволяет минимизировать недостатки однотрубной системы отопления. По своей конструкции байпас - это перемычка из трубы, соединяющая «обратку» с подающим трубопроводом. Устанавливается перемычка в непосредственной близости от радиатора и на ней монтируются два шаровых крана. Это позволяет перепускать горячую воду из подающей трубы в обратку, миную прибор отопления, тем самым производя регулировку температуры в комнате.

Монтаж байпаса

Монтаж перемычки

Монтаж перемычки требует соблюдения определенных правил:

  • по своему диаметру, труба байпаса должна быть меньше диаметром, чем подающая и обратная трубы. Связано это с законом гидравлики, когда вода минуя радиатор будет идти по пути наименьшего сопротивления;
  • установка должна осуществляться как можно дальше от стояка и в непосредственной близости от прибора отопления;
  • если планируется автоматическая регулировка, то вместо шаровых кранов необходимо установить терморегуляторы .

Для наглядности можно привести пример установки байпаса в однотрубную систему отопления загородного дома, преимущества и недостатки такой установки, правила проведения монтажных работ, и какая трубопроводная арматура при этом потребуется.

Установка циркуляционного насоса

В загородных домах, где система отопления работает автономно, в обязательном порядке требуется установка циркуляционного насоса. Это позволяет не только равномерно распределить теплоноситель по всей системе отопления, но и значительно сэкономить, так как на обогрев всего дома потребуется намного меньше времени, чем при естественной циркуляции.

Проблема заключается в том, что для работы циркуляционного насоса требуется наличие электричества , а учитывая, что на удаленных загородных участках могут постоянно наблюдаться его отключения, то возникают определённые проблемы с циркуляцией теплоносителя. Решить их позволяет простая установка байпаса. Главное, чтобы система работала продуктивно как с работающим циркуляционным насосом, так и без него - это установить байпас с соблюдением всех технологических требований.

Эффективная работа циркуляционного насоса возможно только в том случае, если он непосредственно интегрирован в систему отопления. При этом желательно устанавливать его в обратную магистраль и объясняется такое требование достаточно просто: дать возможность циркуляционному насосу отработать гарантийный срок эксплуатации. Нагнетающее устройство состоит из:

  • различных колец
  • уплотнителей
  • манжетов из резины

Если установку насоса произвести на подающую трубу, то под воздействием высоких температур, он очень быстро выйдет из строя , а на «обратке» температура теплоносителя на порядок ниже, что и позволяет ему проработать более длительный срок.

Хорошо известно, что чем меньше криволинейных участков в системе отопления, тем она работает эффективней. Поэтому установку циркуляционного насоса стараются производить на прямолинейном участке. Но это если нет байпаса. Если он есть, то в этом случае, теплоносителю придется преодолевать сразу три препятствия: запорную арматуру и два отвода. Это намного уменьшит циркуляцию теплоносителя , поэтому в однотрубной системе отопления с байпасом насос следует устанавливать непосредственно на трубу перемычку. Какая запорная арматура и расходные материалы в этом случае могут вам потребоваться?

Учтите, что теплоноситель по возможности должен проходить по прямолинейным участкам. Чем больше всевозможных фитингов в системе отопления, тем менее эффективно она работает. Это закон.

Теперь обратимся к такой ситуации, когда насос установлен на прямолинейном участке, а теплоноситель должен проходить естественным путем через байпас . В этом случае ему придется преодолеть два отвода и вентиль (задвижку), который отсекает байпас от магистрали. Для горячей воды сразу 3 препятствия на небольшом участке - это уж слишком. Циркуляция будет медленной , а значит, эффективность работы системы резко упадет.

Итак, решено - циркуляционный насос всегда нужно монтировать на участке байпаса . Что для этого необходимо из расходных материалов и запорной арматуры? В первую очередь - вентиля. Они бывают двух видов:

  • с запорным устройством в виде шара
  • с подвижным штоком

Кран с подвижным штоком имеет один существенный недостаток . У него диаметр седла вентиля почти в два раза меньше диаметра трубы отопления. Это служит преградой для теплоносителя и за счет этого происходит резкое снижение эффективности его циркуляции по трубопроводу отопления. Поэтому их установка в систему байпаса не практикуется.

Шаровые краны по своему диаметру точно совпадают с трубой отопления, но если ими долго не пользоваться, то они могут прикипеть и открыть их будет очень трудно, если вообще такая возможность будет. Есть два выхода из создавшейся ситуации. В первом случае установить сильфонный вентиль двойного диаметра . Во втором случае, не забывать регулярно открывать-закрывать шаровые краны. Это если говорить о системе байпаса. Намного сложнее с центральной магистралью, параллельно которой и располагается байпас. Здесь потребуется установка нескольких видов вентилей, с помощью которой будет регулироваться напор и качество горячей воды.

Установка запорного устройства

В первую очередь потребуется установка запорного устройства - обратного клапана или крана. Если центральная магистраль вашей системы отопления не будет перекрываться, то теплоноситель, подаваемый в систему циркуляционным насосом под давлением, будет перемещаться по замкнутому малому кругу. Схема движения в этом случае будет выглядеть так: байпас-основная магистраль-байпас . Чтобы этого не происходило, при работающем циркуляционном насосе, основная магистраль должна быть перекрыта. Если вы установите шаровой кран, то его потребуется перекрывать вручную. При установке обратного клапана перекрытие магистрали будет происходить автоматически.

Нелишней будет установка в байпасе непосредственно перед циркуляционным насосом сменного механического фильтра , который хорошо задерживает посторонние примеси, находящиеся в теплоносителе. Это позволит увеличить срок эксплуатации насоса, особенно если в качестве теплоносителя используется жесткая вода. Устанавливать фильтр рекомендуется на горизонтальном участке трубопровода.

Как видно из вышеизложенного, в автономной системе отопления, байпас - это один из важнейших элементов сети . Поэтому, занимаясь монтажом отопления, установке байпаса следует уделить особое внимание и стараться не нарушать технологической схемы.

Функционирование байпаса в отопительной системе (видео)

Загрузка...
Top