И зачем она нужна. Мы уже знаем, что такое система отсчета, относительность движения и материальная точка. Что ж, пора двигаться дальше! Здесь мы рассмотрим основные понятия кинематики, соберем вместе самые полезные формулы по основам кинематики и приведем практический пример решения задачи.
Решим такую задачу: точка движется по окружности радиусом 4 метра. Закон ее движения выражается уравнением S=A+Bt^2. А=8м, В=-2м/с^2. В какой момент времени нормальное ускорение точки равно 9 м/с^2? Найти скорость, тангенциальное и полное ускорение точки для этого момента времени.
Решение: мы знаем, что для того, чтобы найти скорость нужно взять первую производную по времени от закона движения, а нормальное ускорение равняется частному квадрата скорости и радиуса окружности, по которой точка движется. Вооружившись этими знаниями, найдем искомые величины.
Нужна помощь в решении задач? Профессиональный студенческий сервис готов оказать ее.
Формулы скорости (ускорения) точек твердого тела, выраженные через скорость (ускорение) полюса и угловую скорость (ускорение). Вывод этих формул из принципа, что расстояния между любыми точками тела, при его движении, остаются постоянными.
СодержаниеОсновные формулы
Скорость и ускорение точки твердого тела с радиус вектором определяются по формулам:
;
.
где - угловая скорость вращения, - угловое ускорение. Они равны для всех точек тела и могут изменяться со временем t
.
и - скорость и ускорение произвольным образом выбранной точки A
с радиус вектором .
Такую точку часто называют полюсом.
Здесь и далее, произведения векторов в квадратных скобках означают векторные произведения.
Вывод формулы для скорости
Выберем прямоугольную неподвижную систему координат Oxyz
.
Возьмем две произвольные точки твердого тела A
и B
.
Пусть (x A , y A , z A )
и (x B , y B , z B )
- координаты этих точек. При движении твердого тела они являются функциями от времени t
.
Их производные по времени t
являются проекциями скоростей точек:
,
.
Воспользуемся тем, что при движении твердого тела, расстояние |
AB|
между точками остается постоянным, то есть не изменяется со временем t
.
Также постоянным является квадрат расстояния
.
Продифференцируем это уравнение по времени t
,
применяя правило дифференцирования сложной функции.
Сократим на 2
.
(1)
Введем векторы
,
.
Тогда уравнение (1)
можно представить в виде скалярного произведения векторов:
(2)
.
Отсюда следует, что вектор перпендикулярен вектору .
Воспользуемся свойством векторного произведения. Тогда можно представить в виде:
(3)
.
где - некоторый вектор, который мы вводим только для того, чтобы автоматически выполнялось условие (2)
.
Запишем (3)
в виде:
(4)
,
Теперь займемся изучением свойств вектора .
Для этого составим уравнение, которое не содержит скоростей точек. Возьмем три произвольные точки твердого тела A, B
и C
.
Запишем для каждой пары этих точек уравнение (4)
:
;
;
.
Сложим эти уравнения:
.
Сокращаем сумму скоростей в левой и правой части. В результате получаем векторное уравнение, содержащее только исследуемые векторы :
(5)
.
Легко заметить, что уравнение (5)
имеет решение:
,
где - какой-то вектор, имеющий равное значение для любых пар точек твердого тела. Тогда уравнение (4)
для скоростей точек тела примет вид:
(6)
.
Теперь рассмотрим уравнение (5) с математической точки зрения
. Если записать это векторное уравнение по компонентам на оси координат x, y, z
,
то векторное уравнение (5)
является линейной системой, состоящей из 3-ех уравнений с 9-ю переменными:
ω BAx , ω BAy , ω BAz , ω CBx , ω CBy , ω CBz ,
ω ACx , ω ACy , ω ACz
.
Если уравнения системы (5)
линейно не зависимы, то их общее решение содержит 9 - 3 = 6
произвольных постоянных. Поэтому мы нашли не все решения. Существуют еще какие-то. Чтобы их найти замечаем, что найденное нами решение полностью определяет вектор скорости . Поэтому дополнительные решения не должны приводить к изменению скорости. Заметим, что векторное произведение двух равных векторов равно нулю. Тогда, если в (6)
к вектору прибавить член, пропорциональный , то скорость не изменится:
.
Тогда общее решение системы (5)
имеет вид:
;
;
,
где C BA , C CB , C AC
- постоянные.
Выпишем общее решение системы (5)
в явном виде.
ω BAx = ω x + C BA (x B - x A )
ω BAy = ω y + C BA (y B - y A )
ω BAz = ω z + C BA (z B - z A )
ω CBx = ω x + C CB (x C - x B )
ω CBy = ω y + C CB (y C - y B )
ω CBz = ω z + C CB (z C - z B )
ω ACx = ω x + C AC (x A - x C )
ω ACy = ω y + C AC (y A - y C )
ω ACz = ω z + C AC (z A - z C )
Это решение содержит 6 произвольных постоянных:
ω x , ω y , ω z , C BA , C CB , C AC
.
Как и должно быть. Таким образом, мы нашли все члены общего решения системы (5)
.
Физический смысл вектора ω
Как уже указывалось, члены вида не влияют на значения скоростей точек. Поэтому их можно опустить. Тогда скорости точек твердого тела связаны соотношением:
(6)
.
Это вектор угловой скорости твердого тела
Выясним физический смысл вектора
.
Для этого положим v A = 0
.
Это всегда можно сделать если выбрать систему отсчета, которая в рассматриваемый момент времени движется относительно неподвижной системы со скоростью .
Начало системы отсчета O
поместим в точку A
.
Тогда r A = 0
.
И формула (6)
примет вид:
.
Ось z
системы координат направим вдоль вектора .
По свойству векторного произведения, вектор скорости перпендикулярен векторам и .
То есть он параллелен плоскости xy
.
Модуль вектора скорости:
v B = ω r B sin
θ = ω |HB|
,
где θ
- это угол между векторами и ,
|HB|
- это длина перпендикуляра, опущенного из точки B
на ось z
.
Если вектор не меняется со временем, то точка B
движется по окружности радиуса |HB|
со скоростью
v B = |HB| ω
.
То есть ω
- это угловая скорость вращения точки B
вокруг точки H
.
Таким образом, мы приходим к выводу, что - это вектор мгновенной угловой скорости вращения твердого тела
.
Скорость точек твердого тела
Итак, мы нашли, что скорость произвольной точки B
твердого тела определяется по формуле:
(6)
.
Она равна сумме двух членов. Точку A
часто называют полюсом
. В качестве полюса обычно выбирают неподвижную точку или точку, совершающую движение с известной скоростью. Второй член представляет собой скорость вращения точек тела относительно полюса A
.
Поскольку точка B
- это произвольная точка, то в формуле (6)
можно сделать подстановку . Тогда и скорость точки твердого тела с радиус вектором определяются по формуле:
.
Скорость произвольной точки твердого тела равна сумме скорости поступательного движения полюса A
и скорости вращательного движения относительно полюса A
.
Ускорение точек твердого тела
Теперь выведем формулу для ускорения точек твердого тела. Ускорение - это производная скорости по времени. Дифференцируем формулу для скорости
,
применяя правила дифференцирования суммы и произведения:
.
Вводим ускорение точки A
;
и угловое ускорение тела
.
Далее замечаем, что
.
Тогда
.
Или
.
То есть вектор ускорения точек твердого тела можно представить в виде суммы трех векторов:
,
где
- ускорение произвольно выбранной точки, которую часто называют полюсом
;
- вращательное ускорение
;
- осестремительное ускорение
.
Если угловая скорость изменяется только по величине и не изменяется по направлению, то векторы угловой скорости и ускорения направлены вдоль одной прямой. Тогда направление вращательного ускорения совпадает или противоположно направлению скорости точки. Если угловая скорость изменяется по направлению, то вращательное ускорение и скорость могут иметь разные направления.
Осестремительное ускорение всегда направлено в сторону мгновенной оси вращения так, что пересекает ее под прямым углом.
Ускорение – это величина, которая характеризует быстроту изменения скорости.
Например, автомобиль, трогаясь с места, увеличивает скорость движения, то есть движется ускоренно. Вначале его скорость равна нулю. Тронувшись с места, автомобиль постепенно разгоняется до какой-то определённой скорости. Если на его пути загорится красный сигнал светофора, то автомобиль остановится. Но остановится он не сразу, а за какое-то время. То есть скорость его будет уменьшаться вплоть до нуля – автомобиль будет двигаться замедленно, пока совсем не остановится. Однако в физике нет термина «замедление». Если тело движется, замедляя скорость, то это тоже будет ускорение тела, только со знаком минус (как вы помните, скорость – это векторная величина).
> – это отношение изменения скорости к промежутку времени, за который это изменении произошло. Определить среднее ускорение можно формулой:
Рис. 1.8. Среднее ускорение. В СИ единица ускорения – это 1 метр в секунду за секунду (или метр на секунду в квадрате), то есть
Метр на секунду в квадрате равен ускорению прямолинейно движущейся точки, при котором за одну секунду скорость этой точки увеличивается на 1 м/с. Иными словами, ускорение определяет, насколько изменяется скорость тела за одну секунду. Например, если ускорение равно 5 м/с 2 , то это означает, что скорость тела каждую секунду увеличивается на 5 м/с.
Мгновенное ускорение тела (материальной точки) в данный момент времени – это физическая величина, равная пределу, к которому стремится среднее ускорение при стремлении промежутка времени к нулю. Иными словами – это ускорение, которое развивает тело за очень короткий отрезок времени:
При ускоренном прямолинейном движении скорость тела возрастает по модулю, то есть
V 2 > v 1
а направление вектора ускорения совпадает с вектором скорости
Если скорость тела по модулю уменьшается, то есть
V 2 < v 1
то направление вектора ускорения противоположно направлению вектора скорости Иначе говоря, в данном случае происходит замедление движения , при этом ускорение будет отрицательным (а < 0). На рис. 1.9 показано направление векторов ускорения при прямолинейном движении тела для случая ускорения и замедления.
Рис. 1.9. Мгновенное ускорение.
При движении по криволинейной траектории изменяется не только модуль скорости, но и её направление. В этом случае вектор ускорение представляют в виде двух составляющих (см. следующий раздел).
Тангенциальное (касательное) ускорение – это составляющая вектора ускорения, направленная вдоль касательной к траектории в данной точке траектории движения. Тангенциальное ускорение характеризует изменение скорости по модулю при криволинейном движении.
Рис. 1.10. Тангенциальное ускорение.
Направление вектора тангенциального ускорения (см. рис. 1.10) совпадает с направлением линейной скорости или противоположно ему. То есть вектор тангенциального ускорения лежит на одной оси с касательной окружности, которая является траекторией движения тела.
Нормальное ускорение
Нормальное ускорение – это составляющая вектора ускорения, направленная вдоль нормали к траектории движения в данной точке на траектории движения тела. То есть вектор нормального ускорения перпендикулярен линейной скорости движения (см. рис. 1.10). Нормальное ускорение характеризует изменение скорости по направлению и обозначается буквой Вектор нормального ускорения направлен по радиусу кривизны траектории.
Полное ускорение
Полное ускорение при криволинейном движении складывается из тангенциального и нормального ускорений по и определяется формулой:
(согласно теореме Пифагора для прямоугольно прямоугольника).
Введем единичный вектор τ, связанный с движущейся точкой A и направленный по касательной к траектории в сторону возрастания дуговой координаты (рис. 1.6). Очевидно, что τ - переменный вектор: он зависит от l. Вектор скорости v точки A направлен по касательной к траектории, поэтому его можно представить так
где v τ =dl/dt - проекция вектора v на направление вектора τ, причем v τ - величина алгебраическая. Кроме того, |v τ |=|v|=v.
Ускорение точки
Продифференцируем (1.22) по времени
(1.23)
Преобразуем последний член этого выражения
(1.24)
Определим приращение вектора τ на dl (рис. 1.7).
Как видно из рис. 1.7, угол , откуда , причем при .
Введя единичный вектор n нормали к траектории в точке 1, направленный к центру кривизны, запишем последнее равенство в векторном виде
Подставим (1.23) в (1.24) и полученное выражение в (1.22). В результате найдем
(1.26)
Здесь первое слагаемое называют тангенциальным a τ , второе - нормальным a n .
Таким образом, полное ускорение a точки может быть представлено как геометрическая сумма тангенциального и нормального ускорений.
Модуль полного ускорения точки
(1.27)
Направлено оно в сторону вогнутости траектории под углом α к вектору скорости, причем .
Если угол α острый, то tgα>0, следовательно, dv/dt>0, так как v 2 /R>0 всегда.
В данном случае величина скорости возрастает с течением времени - движение называют ускоренным (рис. 1.8).
В том случае, когда скорость с течением времени уменьшается по величине, движение называется замедленным (рис. 1.9).
Если же угол α=90°, tgα=∞, то есть dv/dt=0. В этом случае скорость с течением времени по величине не изменяется, а полное ускорение будет равно центростремительному
(1.28)
В частности, полное ускорение равномерного вращательного движения (R=const, v=const) есть центростремительное ускорение, по величине равное a n =v 2 /R и направленное все время к центру.
При прямолинейном движении, наоборот, полное ускорение тела равно тангенциальному. В данном случае a n =0, так как прямолинейную траекторию можно считать окружностью бесконечно большого радиуса, а при R→∞; v 2 /R=0; a n =0; a=a τ .
Механическим движением называют изменение с течением времени положения в пространстве точек и тел относительно какого-либо основного тела, с которым скреплена система отсчета. Кинематика изучает механическое движение точек и тел независимо от сил, вызывающих эти движения. Всякое движение, как и покой, относительно и зависит от выбора системы отсчета.
Траекторией точки называют непрерывную линию, описывае мую движущейся точкой. Если траектория - прямая линия, то движение точки называют прямолинейным, а если - кривая, то - криволинейным. Если траектория - плоская, то движение точки называют плоским.
Движение точки или тела, считается заданным или известным, если для каждого момента времени (t) можно указать положение точки или тела относительно выбранной системы координат.
Положение точки в пространстве определяется заданием:
а) траектории точки;
б) начала О 1 отсчета расстояния по траектории (Рисунок 11): s = О 1 М - криволинейная координата точки М;
в) направления положи тельного отсчета расстояний s;
г) уравнения или закона движения точки по траектории: S = s(t)
Скорость точки. Если точка за равные промежутки времени проходит равные отрезки пути, то ее движение называют равномерным. Скорость равномерного движения измеряется отношением пути з, пройденного точкой за некоторый промежуток времени, к величине этого промежутка времени: v = s/1. Если точка за равные промежутки времени проходит неравные пути, то ее движение называют неравномерным. Скорость в этом случае также переменна и является функцией времени: v = v(t). Рассмотрим точку А, которая перемещается по заданной траектории по некоторому закону s = s(t) (Рисунок 12):
За промежуток времени t т. А переместилась в положение А 1 по дуге АА. Если промежуток времени Δt мал, то дугу АА 1 можно заменить хордой и найти в первом приближении величину средней скорости движения точки v cp = Ds/Dt. Средняя скорость направлена по хорде от т. А к т. А 1 .
Истинная скорость точки направлена по касательной к траектории, а ее алгебраическая величина определяется первой производной пути по времени:
v = limΔs/Δt = ds/dt
Размерность скорости точки: (v) = длима/время, например, м/с. Если точка движется в сторону увеличения криволинейной координаты s, то ds > 0, и следовательно, v > 0, а в противном случае ds < 0 и v < 0.
Ускорение точки. Изменение скорости в единицу времени определяется ускорением. Рассмотрим движение точки А по криволинейной траектории за время Δt из положения A в положение A 1 . В положении A точка имела скорость v , а в положении A 1 - скорость v 1 (Рисунок 13). т.е. скорость точки изменилась по величине и направлению. Геометрическую разность, скоростей Δv найдем, построив из точки A вектор v 1.
Ускорением точки называют вектора ", равный первой производной от вектора скорости точки по времени:
Найденный вектор ускорения а может быть разложен на две взаимно-перпендикулярные составляющие но касательной и нормали к траектории движения . Касательное ускорение а 1 совпадает по направлению со скоростью при ускоренном движении или противоположно ей при замененном движении. Оно характеризует изменение величи-ны скорости и равно производной от величины скорости по времени
Вектор нормального ускорения а направлен по нормали (перпендикуляру) к кривой в сторону вогнутости траектории, а модуль его равен отношению квадрата величины скорости точки к радиусу кривизны траектории в рассматриваемой точке.
Нормальное ускорение характеризует изменение скорости по
направлению.
Величина полного ускорения: , м/с 2
Виды движения точки в зависимости от ускорения.
Равномерное прямолинейное движение (движение по инерции) характеризуется тем, что скорость движения постоянна, а радиус кривизны траектории равен бесконечности.
То есть, r = ¥, v = const, тогда ; и поэтому . Итак, при движении точки по инерции ее ускорение равно нулю.
Прямолинейное неравномерное движение. Радиус кривизны траектории r = ¥, а n = 0, поэтому и а = а t и а = а t = dv/dt.