Забайкальская митрополия официальный. Читинская епархия. Светоч Православия на земле Забайкальской

Второй мировой религией, пришедшей в Забайкалье, стало христианство. Православие начинает распространяться здесь со второй половины XVII в. -- со времени появления первых казачьих отрядов и последовавшего затем вхождения Забайкалья в состав Тобольской епархии -- тогда единственной для всей Сибири.

Но не только казаки, первые поселенцы края, были носителями здесь православной веры. Входившие в состав первых отрядов землепроходцев православные священники, выполняя специальную правительственную миссию, шли в Забайкалье обращать «иноземцев» в свою веру. В числе обязательных деревянных строений, которые сооружались в острогах, были церкви и часовни. Уже в 1682 г. в Забайкалье на левом берегу Селенги был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Вслед за ним в конце 1690-х гг. - Посольский монастырь на восточном берегу Байкала. в 1706-1712 гг. по Указу Петра I недалеко от Нерчинска возводится Успенский мужской монастырь с первой за Байкалом церковью Успения. Поскольку русское население в крае уже в начале XVIII в. было преобладающим, то и православие стало не только официально, но и реально господствующей религией.

Православная церковь проводила активную миссионерскую деятельность. Уже в 1681 г. с целью «просветить неверных» была создана Даурская миссия, действовавшая до 1740-х гг. Первые 12 миссионеров прибыли «в Дауры» из Тобольской епархии. Центром миссии стал Троицко Селенгинский монастырь, опорными пунктами - Посольский и Успенский монастыри, а также ряд миссионерских станов, расположенных рядом с местами проживания «иноверцев». Первый миссионерский стан был создан на Иргени в конце XVII в.

Для обращения в православие использовались самые различные методы - от уговоров и обещаний экономических льгот (выплата определенных денежных сумм, освобождение на три года от уплаты государственных податей) до насильственного принуждения к крещению. Новокрещенные часто селились на землях монастырей и становились монастырскими работниками. Успехи миссии были невелики - она не смогла помешать утверждению буддизма среди забайкальских бурят. В 1866 г. лишь около 1% «душ инородцев» приняли православие.

В 1861 г. была создана Забайкальская духовная миссия с центром в Посольском монастыре и во главе с епископом Вениамином. Под его руководством действовало несколько десятков миссионеров, которые находились в 18 миссионерских станах. Их деятельность проводилась не только среди буддистов и шаманистов, но и среди старообрядцев, сектантов и небольших групп католиков, мусульман, иудеев. Насильственная и русификаторская политика миссии вызывали недовольство, даже сопротивление, особенно бурят. Поэтому царский манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший принцип религиозной свободы, вызвал массовый переход забайкальских бурят из православия обратно в буддизм. Несмотря на отрицательную сторону православной миссионерской деятельности, она содействовала переходу части бурят и эвенков к оседлому образу жизни, занятию земледелием, распространению грамотности, сыграла определенную роль в деле изучения культуры коренных народов.

Являясь господствующей религией, православие внесло значительный вклад в общественную жизнь края. Начиная с середины XIX в. православная церковь ведет активную благотворительную деятельность. При ее содействии создаются больницы, приюты для детей-сирот, престарелых и обездоленных, различные благотворительные учреждения и организации.

На протяжении 250 лет православная церковь в Забайкалье находилась в составе Тобольской, затем Иркутской епархии. В связи с образованием в 1851 г. Забайкальской области возникла необходимость организовать самостоятельную епархию, которая бы действовала в пределах административных границ области. Но решение этой проблемы затягивалось, несмотря на то, что забайкальские православные приходы разрастались. В 1885 г. в Забайкалье насчитывалось 365 православных культовых зданий, 137 из них располагались в селах. В Забайкалье было три монастыря, ожидалось открытие еще одного - женского - в Чите. В Читинском духовном правлении несли пастырскую службу 156 священников, 7 диаконов и 220 псаломщиков.

Только в 1894 г. была образована самостоятельная Забайкальская епархия. Первым епископом Забайкальским и Нерчинским стал владыка Георгий. В начале XX в. в составе епархии насчитывалось 278 церквей, 4 монастыря, около 300 часовен и молелен. Религиозным центром православия стала Чита, где и находилось епископская кафедра. В 1911 г. в Чите действовало 18 храмов и 4 часовни. В этом же году было завершено строительство самого большого в Чите каменного собора Александра Невского.

, Кыринский район , Читинский район , Акшинский район).

Названия

  • Читинская и Нерчинская
  • Забайкальская и Нерчинская (до ок. 1922)
  • Читинская и Нерчинская (?) (ок. 1927-1930)
  • Забайкальская и Читинская (1930 - ок. 1934)
  • Читинская и Забайкальская (1934-1936, 21 апреля 1994 - 10 октября 2009)
  • Читинская и Краснокаменская (2009-2014)
  • Читинская (с 25 декабря 2014)

История

После присоединения к Русскому государству в XVII веке, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии - Тобольской . С 1727 года, при учреждении Иркутской епархии , оно вошло в её состав, а с 1862 года числилось в составе Селенгинского викариатства .

Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей - 338, молитвенных домов и часовен - 225, монастырей - 4 (два - женские); в 1902-1903 гг. за епархией числилось школ грамоты - 107, церковно-приходских - 197 (в том числе 8 - двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 году на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище , Забайкальское епархиальное женское училище.

Монастыри

Действующие
  • Атамановский Всехсвятский монастырь (женский; посёлок Атамановка , Читинский район, 51°56′49″ с. ш. 113°37′11″ в. д.  /  51.94694° с. ш. 113.61972° в. д.  / 51.94694; 113.61972 (G) (Я) )
  • Свято-Успенский монастырь (мужской; посёлок-курорт Молоковка , Читинский район)
Упразднённые
  • Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской; Красночикойский район)
  • Покровский монастырь (женский; Чита)

Архиереи

Напишите отзыв о статье "Читинская епархия"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • www.eparhiachita.ru/ официальный сайт
  • на сайте Патриархия.Ru

Отрывок, характеризующий Читинская епархия

В конце декабря, в черном шерстяном платье, с небрежно связанной пучком косой, худая и бледная, Наташа сидела с ногами в углу дивана, напряженно комкая и распуская концы пояса, и смотрела на угол двери.
Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни. И та сторона жизни, о которой она прежде никогда не думала, которая прежде ей казалась такою далекою, невероятною, теперь была ей ближе и роднее, понятнее, чем эта сторона жизни, в которой все было или пустота и разрушение, или страдание и оскорбление.
Она смотрела туда, где она знала, что был он; но она не могла его видеть иначе, как таким, каким он был здесь. Она видела его опять таким же, каким он был в Мытищах, у Троицы, в Ярославле.
Она видела его лицо, слышала его голос и повторяла его слова и свои слова, сказанные ему, и иногда придумывала за себя и за него новые слова, которые тогда могли бы быть сказаны.
Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.

Официальный печатный орган Читинской и Краснокаменской епархии

– газета «Православное Забайкалье»

В 1900 году - вышел в свет официальный печатный орган Забайкальской епархии - «Забайкальские епархиальные ведомости». Мысль о создании самостоятельного печатного органа волновала сначала иркутских, а затем забайкальских архипастырей. Связано это было с неудобствами при получении «Иркутских епархиальных ведомостей»: прямое назначение последних - охватывать своим содержанием события, важные для Иркутской епархии, материал же по Забайкальской епархии занимал второе место. Как материалы из Забайкальской епархии, так и прочие статьи, в силу больших расстояний становились неактуальными и как следствие - неинтересными забайкальскому читателю.

Преосвященный Мефодий епископ Забайкальский и Нерчинский в 1899 году обратился в Святейший Синод, ходатайствуя о разрешении издания «Забайкальских епархиальных ведомостей». Издание епархиальных ведомостей было разрешено священноначалием. Выход первого номера «Забайкальских епархиальных ведомостей» совпал с началом 1900 года. Первым редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей» стал преподаватель Забайкальского епархиального женского училища - священник Михаил Колобов.

Молодой редактор в первом номере «Забайкальских епархиальных ведомостей» определил задачи нового издания - официального печатного органа Забайкальской епархии: «Забайкальские епархиальные ведомости» как и вообще ведомости других епархий Российской империи, имеют своею задачей не только познакомить духовенство епархии с распоряжениями и мероприятиями высших органов духовного управления и местных епархиальных учреждений, а также с внешней церковной и внутренней религиозно-нравственной стороной епархии, но и по возможности, содействовать развитию этих сторон через указание здравых приемов, выработанных церковной практикой. Исходя из своего назначения епархиальных ведомостей, последние не только должны служить ясным и светлым зерцалом текущей жизни духовенства во всех ее деталях, но и предлагать средства к прогрессивному развитию епархии, иначе говоря, «Забайкальские епархиальные ведомости» будут совмещать в себе две части - официальную и неофициальную... Дай, Господи, чтобы благодать Божия немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, была неотступным спутником всех принимающих участие в издании настоящего духовного органа, дабы он мог послужить во славу святой Церкви».

К сожалению, век первого забайкальского церковного издания не был долгим. После октябрьского переворота, из-за начавшейся государственной смуты, «Забайкальские епархиальные ведомости», как и абсолютное большинство других православных газет и журналов, выходивших до революции, прекратили своё существование. В смутное время 20-30-х годов прошлого столетия делались немногочисленные попытки издания церковных газет, например, несколько лет с разной периодичностью в Забайкалье издавался «Церковно-общественный вестник», но век его, как и первого епархиального издания был недолог.

В 1994 году с возрождением Читинской и Забайкальской епархии началась миссионерская работа священнослужителей. Одной из форм проповеди Слова Божия стали статьи в светских печатных изданиях. Сначала это были лишь небольшие рубрики в популярных журналах и газетах местного значения, через которые священники возрожденной епархии отвечали на вопросы православных, знакомили забайкальцев с православными праздниками, обычаями. Многие помнят православную рубрику в газете «Ваша реклама», которая в 90-х годах была единственным рупором Православия на Забайкальской земле.

Вскоре назрела острая необходимость в самостоятельном печатном органе Читинской и Забайкальской епархии. В сентябре 1997 года по благословению епископа Иннокентия, возглавлявшего в то время Забайкальскую кафедру, вышел в свет первый номер «Православного Забайкалья», ставшего официальным изданием епархии. Инициатором создания и редактором этой газеты стал заведующий канцелярией Читинской и Забайкальской епархии - А.С. Яременко.

Информационный голод забайкальцев был настолько велик, что ежемесячная газета «Православное Забайкалье» тиражом 4000 экз. моментально раскупалась в иконных лавках и газетных киосках города. В тот же период был сформирован постоянный штат православных журналистов, чьи статьи определяли лицо газеты.

«Православное Забайкалье» на протяжении нескольких лет остаётся единственным печатным органом епархии. На сегодняшний день газета «Православное Забайкалье» издается тиражом 9 000 экз. и выходит дважды в месяц. Распространяется «Православное Забайкалье» бесплатно не только на территории Читинской и Краснокаменской епархии, но и далеко за пределами Забайкалья.

Биктимирова Юлия

Епархии. Епархиальный город - Чита . Правящий архиерей - епископ Евстафий (Евдокимов).

До 1727 Забайкалье входило в Сибирскую и Тоболь­скую епархию, затем - в Иркутскую и Нерчинскую. Как самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия образована по указу императора Александра III

12 марта 1894 на территории Забайкальской области с епископ­ской кафедрой в Чите . Первым архиереем назначен постав­ленный во епископа Селенгинского Георгий (Орлов). До 9 октября 1894 управление и суд осуществлялись им через духовное правление, в дальнейшем посредством духовной консистории, состоявшей из 3 человек. На начало XX в. здесь насчитывалось уже более 20 благочинных, один из них ведал монастырями. В состав епархии входило Селенгинское викариатство, созданное в 1861-62 для руководства Забайкальской духовной миссией , с 1880 переведенное в Читу. В 1898 епископа Георгия на Забайкальской епископ­ской кафедре сменил Никодим (Преображенский), а епископа Никодима в том же году - возведенный в сан епископа начальной Алтайской духовной миссии архимандрит Мефодий (Герасимов), руководивший епархией по 1912. При епископе Мефодии возведено значительное количество церквей, в том числе Александро-Невский кафедральный собор. Так, на мо­мент учреждения епархии в ней насчитывалось свыше 200 церквей, 300 часовен и молельных домов, 4 монастыря: 3 мужских (Посольский Спасо-Преображенский , Селенгинский Свято-Троицкий, Чикойский Иоанно-Предтеченский) и 1 женский (Читинский Богородицкий); к 1909 число церквей достигло 376. Создавались школы ведомства православного исповедания. В 1909 их было 235 (миссионерская школа при архиерейском доме, 37 школ грамоты и 197 церковно-приходских). В Чите работали духовное училище, епархиальное женское училище и духовная семинария. Тогда же епархия имела 3 богадельни для содержания престарелых и 1 больницу. Действовали епархиальное попечительство «о бедных духовного звания» и Читин­ское церковное братство. При монастырях имелось 2 свечных завода. Число монастырей постепенно росло, в 1921 их уже 6. Среди них 3 женских: Читинский Богородицкий, По­сольский Спасо-Преображенский (с 1900), Мысовской Успенский; и 3 мужских: Селенгинский Свято-Троицкий, Староселенгинский Спасо-Преображенский и Чикойская Иоанно-Предтеченская пустынь.

Забайкальская и Нерчинская епархия располагала значительными земельными угодьями, числившимися за церковно­служителями и монастырями, ей принадлежали богатые рыбой места на озере Байкал, по рекам Селенга и Чикой. До начала XX в. печатным органом епархии являлись «Иркут­ские епархиальные ведомости», позднее стали издавать­ся «Забайкальские епархиальные ведомости». Кроме того, регулярно публиковались отчеты о состоянии За­байкальской духовной миссии. В конце XIX - начале XX в. особо почитались считавшиеся чудотворными иконы св. Параскевы Пятницы (часовня на озере Иргень), Главы Иоанна Предтечи (село Ильинское), Знамения Божией Матери (село Торга), Божией Матери «споручницы греш­ных» (Троицкосавск ), 2 образа Николая Чудотворца (Селенгинский и Посольский монастыри). 20 декабря 1912 Забайкальскую епископскую кафедру принял Иоанн (Смирнов), а в начале 1916 епархию возглавил назначен­ный епископом Забайкальским и Нерчинским Мелетий (Заборовский). В 1918 в связи с революционными преобразованиями в стране и начале преследования РПЦ упразднена Забай­кальская духовная миссия, в том же году трагически погиб ее последний викарий, епископ Селенгинский Ефрем (Куз­нецов). В 1920 правящий архиерей Мелетий навсегда покинул Забайкалье вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Г.М. Семенова ; в 1920-22 пытал­ся управлять церковными делами из Харбина. Официально епархия просуществовала еще целое десятилетие, за это время сменилось несколько епископов. В 1920-26 епархию возглавлял епископ Даниил (Шерстенников); с 1927 по 21 марта 1930 - епископ Евсевий (Рождественский); с 1930 по 1933 - епископ Марк (Боголюбов); с 22 сентября 1933 по 28 сентября 1934 - епархией временно управлял епископ Верхнеудинский Иоанникий (Попов); с 9 ноября 1934 по 4 января 1935 - епископ Серафим (Заборовский); с 3 марта 1936 по 18 мая 1936 - епископ Серафим (Шамшин), арестован в 1937 после пере­вода на Томскую кафедру. С 1937 епархия перестала существовать. На ее территории в результате церковного рас­кола в 1922 учреждена обновленческая Забайкальская епархия, просуществовавшая до 1929. Ею управляли: Алексий (Кононов; 26 октября 1922-25), Михаил (Орлов; 16 февраля 1923 - 22 сентября 1926), Михаил (Трубин;22 сентября 1926-27), Александр (Спасский; 1927), Алек­сандр (Авдентов; ноябрь 1927-?), временно Михаил (Тру­бин; 1927-29). В 1920-30-е гг. репрессированы многие священнослужители и верующие, большинство храмов закрыто. В 1948 восстановлена Иркутская епархия, территориально охватившая Забайкалье, а в апреле 1994 создана Читинская и Забайкальская епархия.

Первым епархию возглавил епископ Палладий (Шиман), в ноябре 1996 его сменил епископ Иннокентий (Васильев), управлявший епархией до октября 1999. В это время на­чалось активное строительство храмов, часовен, установление православных крестов. Восстановлен пострадавший от пожара Свято-Воскресенский кафедральный собор, отреставрировано здание миссионерского училища, где открыта Спасо-Преображенская церковь. В 2002 в Читинской области насчитывалось 49 православных зданий и сооружений, 5 из них отнесены к памятникам истории и культуры (Свято-Воздвиженский собор в Нерчинске , Свято-Вос­кресенский собор и Спасо-Преображенская церковь в Чите, Георгиевская церковь в Сретенске , церковь в Шилке ). С 1997 ежегодно проводятся Иннокентьевские чтения, издаются газеты «Православное Забайкалье», «Святое Преображение», журнал «Троицкое слово». Ор­ганизованы 2-годичные катехизаторские курсы для населения , налажена работа воскресных школ, открыта церковная библиотека. В декабре 1999 епископом Читинским и Забайкальским назначен Евстафий (Евдокимов). При нем продолжилось восстановление старых и строительство новых монастырей, храмов, часовен; в 2001 началось возве­дение в Чите кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери. В 2004 во время празднования 100-летия Забайкальской и Нерчинской епархии и 10-ле­тия Читинской и Забайкальской епархии собор освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Лит.: Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Жуков А.В., Янков А.Г., Дроботушенко Е.В., Баринов А.О. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. Чита, 2003; Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. № 3.

Е.В. Дроботушенко

Забайка́льский край - субъект Российской Федерации. Расположен в восточной части Забайкалья. Входит в состав Сибирского федерального округа, является частью Восточно-Сибирского экономического района. Административный центр - город Чита .

Православие в Забайкальском крае

После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархии - Тобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства.

12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите.

Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей - 338, молитвенных домов и часовен - 225, монастырей - 4 (два - женские); в 1902-1903 гг. за епархией числилось школ грамоты - 107, церковно-приходских - 197 (в том числе 8 - двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище.

После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920-1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии.

В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский.

Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским.

10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским.

Населённые пункты

Святыни Забайкальского края

В приделе св. благоверного князя Александра Невского находится рака с мощами св. Варлаама, Чикойского чудотворца.

Особо чтимые святые иконы:

  • икона прп. Сергия Радонежского с мощами;
  • св. Николая Чудотворца с мощами;
  • икона Божией Матери «Смоленская», именуемой Путеводительница, подаренная собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси);
  • икона св. Иннокентия, епископа Иркутского с мощами;
  • икона св. Матроны Московской с мощами;
  • список чудотворной иконы Божией Матери «Албазинская», подаренной архиепископом Благовещенским Гавриилом в 2006 г.;
  • икона св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки.
  • Чудотворная икона Божией Матери "Казанская"
  • Поклонный крест под сенью с частицей Древа Креста Господня.
  • Аналойное распятие с частицей Древа Креста Господня.
  • Ковчег с мощами Святых угодников Божиих - вмч. Пантелеимона, прмч. Евфимия, Космы Бессребреника, Иакова Афонского, прмч. Игнатия, Иулиании исповедницы, прмч. Акакия, св. Исаакия и частицей Древа Креста Господня.
  • Икона свт. Николая Чудотворца.
  • Икона свт. Иоанна Тобольского.
  • Икона свт. Димитрия Ростовского.
  • Икона свт. Иннокентия Иркутского.
  • Икона прп. Сергия Радонежского.
  • Икона прп. Варлаама Чикойского Забайкальского Чудотворца.
  • Икона прпмц. Елисаветы.
  • Икона прпмц. Рафаилы игумении Чигиринской.
  • Икона св. прав. Симеона Верхотурского.

Примечание: все перечисленные выше иконы с частицами святых мощей.

  • Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей
  • Икона преподобного Варлаама Чикойског чудотворца с частицей мощей
  • Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

Монастыри Забайкальского края

Женский монастырь Всех святых, в земле Русской просиявших (Атамановка)

Загрузка...
Top