Бог судьбы в греческой мифологии. Какие богини плетут нити судьбы. Римские богини судьбы

Издавна люди были уверены, что их жизнью руководят свыше. Богини судьбы были практически у всех народов. Им поклонялись, старались заполучить их поддержку, ухватить счастье за хвост. Интересно посмотреть на то, чем являются с точки зрения современного человека. Их характеристики явственно демонстрируют страхи и надежды наших общих предков. Давайте познакомимся с верованиями разных народов.

Богиня судьбы у греков

В языческих верованиях принято было делить высшую власть, ее не отдавали одному божеству. Богиня судьбы у греков - не одна. Это мойры - некие сущности, которые не подчинялись даже Зевсу. Ученые до сих пор спорят об их истинной сути, а простые люди верили, что из их цепких рук не вырваться. Случится именно то, что предрешено. Мойр причисляли к темным силам. Они привносили в жизнь тяготы и испытания. Только редким любимцам доставались подарки от богини судьбы. В древней Греции были приняты жертвоприношения, предназначенные для задабривания небесных жительниц. Платон, рассуждая о мойрах, называл их сестрами, плетущими нити сущего. Одна властвует над прошлым, вторая - над настоящим, последней подчинено будущее. Сидит эта троица у колеса судьбы и прядет нити, на которых подвешены люди. Оборвать эти связи никто не в силах. Древние греки подарили цивилизации такое понятие, как рок, то есть неизбежность. Согласно их верованиям, от судьбы уйти невозможно, она обязательно настигнет восставшего бедолагу. А вы пробовали сопротивляться?

Римские богини судьбы

Этот древний народ передал потомкам более оптимистичный взгляд на мир. Их Фортуна ныне стала именем нарицательным. Римляне были уверены, что судьба переменчива, она не статична, как у греков. Примани к себе удачу - и будешь процветать, отпугнешь счастье - грянут беды. Это совершенно иной взгляд на мироздание, не такой тягостный. Может, потому он и более популярен в современном обществе. За благосклонность Фортуны нынче сражаются миллионы людей. Мало того, как привлечь взгляд этой богини судьбы, удержать ее внимание, учат всевозможные школы: психологические, эзотерические, финансовые и так далее. Вероятно, в маркетинге не говорят о самой богине, но идею эксплуатируют полностью. Римляне подарили человечеству уверенность в своих силах. В отличие от греков, они не отдавали все сущее на откуп высшим существам, оставляя шанс личности влиять на свою жизнь. Фортуна слыла и ныне известна своим капризным нравом, импульсивностью и ветреностью. Говорят, что у нее женское лицо и характер. Однако с этой богиней судьбы можно поладить, а мойрам приходилось только подчиняться.

Скандинавские мифы

Норны - это богини судьбы. Их, так же как у греков, три. Каждая отвечает за свою часть времени: Урд - прошлое, Вердани - настоящее, Скульд - грядущее. По верованиям скандинавов, эти божественные сущности не могут влиять на судьбы, лишь читают их. Иногда они подают человеку знак об опасности. Богини судьбы живут у источника Урд и ухаживают за деревом мироздания. Каждое утро начинается с того, что они окропляют влагой его корни, тем самым поддерживая существование вселенной. Считалось, что древо Иггдрасилъ - это суть мироздания. Если оно погибнет, то жизнь прекратится вовсе. Древние скандинавы не просили милости норн, но искали общения с этими богинями. У них, если постараться, можно было узнать о том, что суждено. И ныне существуют всякие гадания, основанные на такой легенде.

Великая мать славян

Совсем иначе относились к судьбе наши предки. По их верованиям, богиня не может быть злой, подчиняться темным силам. Слово «Макошь» происходит от слияния «ма» и «кош». Первая частичка обозначает мать всего народа, вторая - судьбу. Суть ее состоит в заботе о людях, она не надзирает за ними, а помогает решать насущные проблемы, ласково опекает. Богиня судьбы у славян обитает на небесах. Она имеет помощниц, вместе с которыми присматривает за своими подопечными. Они восседают на небесах и прядут нити судьбы, даря их каждому человеку. Макошь также считается хозяйкой природы. Она, как верили славяне, способна сделать землю плодородной, помочь вырастить большой урожай, получить приплод и так далее. Чествовали ее каждый месяц. Кстати, в народе Макошь пользовалась уважением, а не вызывала страх, что отличает богиню от ее заграничных товарок. С матерью можно спорить, доказывать свою правоту, даже не подчиниться иной раз, но нельзя не почитать ее за доброту и мудрость.

Заключение

Мы очень коротко познакомились с характерами божеств, рождённых воображением различных народов. Но и этого достаточно, чтобы начать рассуждать о том, как же люди отличаются друг от друга. Нынешние поколения - это плод вчерашних традиций. Невозможно быстро изменить то, во что люди верили тысячелетиями. Но мы живем в глобальном мире, планета стала очень маленькой, народы взаимозависимы. И приходится мириться, находить точки соприкосновения. И немалое значение при решении этой непростой задачи имеет понимание того, откуда произошли наши глубинные взгляды.

Богини судьбы - три сестры Мойры. Слово «мойра» (μοίρα) в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры - это богини судьбы. Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете - фетише, являвшемся носителем жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра - одного из участников знаменитого похода аргонавтов - была заключена его матерью в головне, оставшейся от жертвенного костра: мать, чтобы погубить своего сына, вынула головню и бросила её в огонь, где она сгорела, вызвав, соответственно, мучительную смерть самого Мелеагра. Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко. Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры были дочерьми Никты - богини ночи, породившей также смерть (Танатос), сон (Гипнос), возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида) и вечера (Геспериды). Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами - разрыв нити означал смерть. По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено. Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото. При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека. Атропос - мойра будущего. Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет - «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка. Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали». ...Издревле данный закон или власть беспредельно благая Мойра одна эту жизнь наблюдает - из высших блаженных, Снежный Олимп населяющих, - боле никто, кроме ока Зевса, что всесовершенно, - и всё, что у нас происходит, Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса. Дщери благого отца - о Лахесис, Клото и Атропа! Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные, О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях... (Орфей) Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу». В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни. В римскую эпоху Мойрам соответствовали три богини судьбы - Парки (Parcae): Децима (Лахезис), Нона (Клото), и Морта (Атропос).

Мо́йры - в древнегреческой мифологии были богинями судьбы.

Для древних греков было принято придавать форму божествам и богам, которые представляли и объясняли смысл жизни.

Мойры в некотором роде были чем-то большим, чем просто предсказательницами судьбы, они взяли под свой контроль весь человеческий цикл-от рождения до самой смерти. Фактически, они руководили жизнью людей различными способами.

Мо́йры

Согласно мифу, богини были дочерьми Зевса и богини правосудия, Фемиды.

Имена трех Мойр были Клото, Лахесис, Атропос, каждая из которых владела отдельным даром, который превратил их в уникальных существ.

Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба - мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения.

Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис - разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос - перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь).

Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками.

Считалось, что Судьбы появятся в течение трех дней после рождения кого-то, чтобы решить свою судьбу человека. Три Мойры представляли собой цикл жизни, по существу отвечающих за Рождение, Жизнь и Смерть.

Они вращаются (Clotho), вытягивают (Lachesis) и режут (Atropos) нить Жизни.

В отличие от хорай, их братьев и сестер, изображались как уродливые и пожилые женщины,которые заставляли людей бояться их собственной судьбы.

Древние мифы и легенды по праву считаются основой современного общества. Несмотря на то что мифы создавались многие века, а то и тысячелетия назад, даже сейчас они имеют большую популярность. Мало кто из современных людей не слышал или не знает о существовании древних мифов, о греческих богах и богинях. Если Зевс и Посейдон – известные личности, то при упоминании женских персонажей начинается некая неразбериха.

Список женских персонажей, наделённых божественной силой в Древней Греции достаточно велик, но есть основные богини, с которыми желательно ознакомиться. Например:

  • богиня мира у греков, Эйрена, дочь Зевса и Фемиды, малозаметна и никому не известна.
  • Гера воспринимается как женщина с довольно строптивым характером.
  • Нимезида, про которую мало кто слышал.

Греческая богиня победы Ника

У древних греков её было принято называть Нике, по преданию считается родной дочкой титана Палланта и Ужасного чудовища по имени Стикс , олицетворяющего всё самое ужасное, что может быть в мире. Воспитывалась Ника рядом с самой знаменитой богиней Древней Греции — Афиной, что наложило значительные отпечатки на её поведение и характер. Ника была неизменной союзницей главы пантеона богов – Зевса , помогала ему в войне с титанами и гигантами.

По преданиям Ника сопровождает Афину, куда бы та ни направилась, помогает ей в решении различных задач и помощи древним грекам. Выглядит богиня как крылатая юная девушка, часто её изображают с лавровым венцом в руке. В римском пантеоне ей присвоено имя Виктория – победа, это имя до сих пор употребляется в народе. Древнегреческая богиня победы почитается до сих пор.

Греческая богиня красоты и любви Афродита

Ни для кого не секрет, что красивее Афродиты нет богини в греческом пантеоне. Кроме красоты, Афродите подвластны чувства людей и главное, что может быть – любовь. Кроме всего прочего судя по мифам, она является страстной натурой, не терпит бесчувственных и чёрствых людей.

Греческая богиня красоты часто изображается в виде обнажённой женщины, окружённой мифическими, иногда крылатыми существами. Богиня Афродита в римском пантеоне приобрела имя Венера . В честь неё и была названа планета. Она стала олицетворением любви, а в некоторых случаях и сексуальности.

Греческая богиня войны Афина

Кроме военной стези, Афина также считается богиней мудрости и справедливости , кроме всего прочего её, как упоминалось выше, всегда сопровождает Ника. А вот с богом морей Посейдоном у них отношения не очень, по легендам они не смогли поделить будущие Афины и устроили войну.

В греческих мифах довольно часто встречаются такие противостояния богов, а иногда и попытки людей воспрепятствовать богам. Афина, богиня мудрости у греков, изображается в виде женщины-воительницы, на её голове всегда красуется шлем, а руки заняты копьём и щитом. Римское имя Афины – Паллада , при этом в отличие от древнегреческой натуры она больше является воплощением справедливости и кладези мудрости всего мира.

По греческим мифам и легендам судьба человека - длинная нить, она связывается, переплетается с другими нитями, так происходит знакомства и встречи людей. Когда человек умирает – нить рвётся.

Мойры — богини и хранительницы нитей жизни , три проклятые сестры - ведьмы. Они имеют один глаз на троих, мерзкий характер, в их руках находится великий – ножницы, способные разрезать нить жизни.

Изображаются мойры в виде отвратительных старух, с жуткими гримасами. Имена сестёр имеют собственное значение:

Различные древние философы привязывали Мойрам разные свойства и внешний вид, например, следуя учению Платона, можно сказать, что сёстры имели в своём распоряжении высшие силы и носили белые одеяния. В древнеримской мифологии Мойры внезапно приобрели имя Парки.

Древнегреческая богиня очага Гестия

Гестия — довольно колоритный персонаж, особенно учитывая постоянные измены богов своим супругам. Гестия на фоне всего этого буйства красок — сама чистота и невинность, изображают её в виде девушки. По преданию, к ней сватались многие боги из олимпийского пантеона, но она отказала всем и спокойно поселилась у своего брата – Зевса.

Перед обрядами бракосочетания или любым священным действием ей приносились дары и жертвы. Гестия приходится сестрой не только Зевсу, но и Деметре, Аиду, Гере, в общем, всем высшим богам. Как известно, большинство богов греческого пантеона имеют своё олицетворение в римском. Древнеримской богиней очага была Веста , полная копия Гестии. Войну Гестия не переносит, как предательство и прочие подлые действия людей.

Мифы Греции и древнего Рима очень интересны, они не обладают свойствами детских сказок, на их страницах и боги, и люди могут быть злыми, циничными и испытывать различные эмоции.


МО ЙРЫ (Μοῖραι , мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. Мойры понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «мойры». Мойры - это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Hom. Il. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры - дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Hes. Theog. 211-225). Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три мойры - дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. P. X 617 b-e). Отношения между мойрами и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики - зависимость богов от мойр и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Hom. Il. XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901-906).

Мойры сопричастны Зевсу (Pind. Ol. VIII 22), он именуется Морием (Soph. O. C. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями мойр»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили мойры, и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение мойр, и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. Мойрам соответствуют римские парки .

Лит .: Лосев А.Ф., Гомер, М., 1960, с. 270-342; Leitzke E., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gött., 1930 (Diss); Steinbach E., Der Faden der Schicksalsgottheiten, Lpz., 1931; Krause W., Zeus und Moira bei Homer, “Wiener Studien”, 1949, Bd 64, S. 10-52.

А .Ф . Лосев

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 169.

Загрузка...
Top