Суд над сорными растениями. Основы агрономии «Сорные растения и меры борьбы с ними Вопросы на закрепление

Тема занятия: «Сорные растения и их внешний вид».

Цель занятия: сформировать понятие о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в сельском хозяйстве.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с многообразием сорных растений.

Рассказать о причинах снижения урожайности сельскохозяйственных культур.

Развивающие:

- создать условия для развития умственных, коммуникативных способностей учащихся.

- способствовать развитию памяти, речи и технологического мышления в ходе определения способов борьбы с сорняками в посевах сельскохозяйственных культур.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию таких качеств личности как трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, точность.

Подвести учащихся к пониманию того, что от уровня знаний зависит будущий урожай.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично- поисковый, наглядные.

Оборудование: гербарные образцы, фотографии.

Ход занятия.

I. Изучение нового материала.

1. Понятие о сорных растениях (рассказ).

Сорняки растут не везде, а только там, где они не нужны. (М. Генин)
Сорным и называют такие растения, которые не возделываются человеком, но засоряют посевы сельскохозяйственных культур и другие угодья. Засорители – растения, относящиеся к культурным видам, но не возделываемые на данном поле и засоряющие посевы основной культуры.

На территории России произрастает около 1500 видов сорных растений из них 400видов ядовитые. Праздник сорняков 19 июня- Пропольник. В этот день сорняки не проклинают, а почитают как магические атрибуты Матушки-Земли. Ведь недаром сорняки красуются на картинах известных художников. В Русском музее и Третьяковской галерее хранятся два этюда художника И.И. Шишкина, посвященные растению-сорняку. Один из них называется «Сныть-трава».

Понятие «сорные растения» относительно, зависит от места произрастания растения. Примеры относительности: взять, к примеру, льнянку обыкновенную. В народе растение это зовут львиным зевом. Бороться с ней трудно, она очень быстро размножается корневыми отпрысками. Но в то же время это - лекарственное растение, нужное людям. И пчелы любят посещать ее (она одно из медоносных растений).

2. Вред сорных растений.

Работая в парах, дайте ответ на вопрос: «В чем заключается «вред» сорных растений?

Снижается урожайность и ухудшается качество продукции. Конкуренция с культурными растениями за свет, воду, питательные вещества.

На сильно засорённых участках может быть снижение урожая в 1,5-2 раза

Корни сорняков более развиты, чем у культурных растений (у осота, хвоща корни проникают до глубины 5,5-7,5 м). Полынь поглощает воды в 2 раза больше, чем пшеница.

Потребление элементов питания сорняками значительно более интенсивное. Хвощ полевой – потребляет в 5-7 раз больше, чем озимая пшеница, следовательно, при высокой засорённости большая часть удобрений может уходить на “прокорм” сорняков.

На сорняках размножаются вредители и сохраняются возбудители болезней.

Затенение от сорняков снижает эффективность фотосинтеза культурных растений, уменьшает содержание белка в зерне. Ухудшается качество продукции. Многие сорняки и их семена ядовиты. Хвощ, лютик в сене вызывают отравление животных. Некоторые сорняки вызывает аллергию (амброзия).

Совместно формируем вывод об отрицательной роли сорных растений:

1. Угнетение жизнедеятельности выращиваемых растений.

2. Снижение качества урожая.

3. Истощение почв.

4. Заросли сорняков – первичные резерваты вредителей и болезней с/х растений.

Ликвидация сорных растений – первейшая задача в обеспечении высокой культуры земледелия .

3 . Биологические особенности сорных растений. (рассказ, беседа)

1) Плодовитость . С 1 м 2 осота жёлтого семян хватит для того, чтобы засеять 10 га

2) Разнообразные способы распространения . Семена сорняков похожи по форме и размеру с семенами культурных растений, поэтому тяжело отделить при сортировке.

3) Высокая жизнеспособность семян . Семена сорняков, оставаясь в почве, много лет способны сохранять всхожесть.

4) Растянутое прорастание.

5) Способность размножаться вегетативно. У пырея на 1 м 2 длина корневищ до 500 м, их масса -2,9 кг/м 2 ; обломки корней дают новые растения.

6) Раннее созревание . Семена осыпаются до начала уборки; недозрелые семена сохраняют всхожесть

4. Типы сорных растений.

Демонстрация гербария. Практическая работа в группах по теме. Цель работы: определить и описать наиболее распространенные сорные растения. Данные зафиксировать в рабочей тетради.

Физминутка.

5. Классификация сорняков.

а) по способу питания б) по продолжительности жизни в) по способу размножения.

По продолжительности жизни: малолетние, двулетники – цикл развития – 2 года (донник жёлтый, чертополох), многолетние – живущие более 2 лет, размножаются семенами и вегетативно.

6. Пословицы и поговорки про сорняки.

Дай волю осоту, и огурцов на белом свете не станет.

Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.

Сорняки в поле оставили, урожай убавили.

Афоризмы и цитаты про сорняки.

Что такое сорняк? Растение, польза которого еще не открыта. (Ральф Эмерсон )

Они знают, это факт, где расти, как нас одурачить, как замаскироваться под самое полезное растение, и поэтому я заключаю, что у сорняков есть мозги. (Дайанн Бенсон )

Сорняк (басня в стихах).

Среди собратьев на песочной куче
Сорняк ютился тощий и колючий.
Томимый жаждой, в вечной тесноте
Он ненавидел все растенья те,
Что наливались соком на свободе
На клумбе и на грядках в огороде:
«Меня тут тля грызет, и солнце жжет,
А их от бед хозяйка бережет
От тли опрыснет, грунт взрыхлит, прополет,
Польет из лейки теплою водою…
А я весь высох, из песка торчу!
Я тоже в огороде жить хочу!»
Но жук ему сказал: «Не думай даже!
Ведь каждый там не просто так посажен.
Взгляни-ка, друг, еще раз за забор:
Вот роза, чтоб пленять хозяйский взор,
А вот клубника, чтоб зимой в варенье
Дарить хозяйке удовлетворенье.
Вот помидоры, чтоб крошить в салат,
Солить их в банках и варить томат.
Вот всей семьи кормилица – картошка,
Вот валерьяна для хозяйской кошки…
А прочим всем, кто пользы не несет,
Хозяйка тяпкой голову снесет.
Есть польза от тебя, скажи мне честно,
Даришь плоды иль украшаешь место?»
«Расту и всё!» «Так, братец, не пойдёт –
Не получает тот, кто не даёт!»
И люди есть, что сорнякам подобны –
Завистливы, жадны́, никчемны, злобны,
Всё думают, что им кругом должны,
А сами не милы и не нужны.

7. Полезные сорные растения. (рассказ)

Оказывается:

Сорняки очищают воздух;

Служат кормом для диких и домашних животных;

Являются пищевым продуктом для людей;

Полезны своими лекарственными свойствами;

Это сырьё для изготовления косметики;

Это плацдарм для появления на свет таких насекомых, как бабочки;

Это средство от вредных насекомых, и одновременно бытовой краситель и садовое удобрение;

Сорняки - отличные медоносы, они привлекают в сад насекомых, опыляющих "заодно" и садовые растения.

Сообщения учащихся о полезных свойствах сорняков.

II. Закрепление. Викторина по теме «Сорные растения». (Работа по группам).

Обведите кружочком правильный ответ. Каждое здание оценивается в 1 балл.

1. Как называется сорняк, изображенный на рисунке?

1) Лебеда

2) Полынь

3) Крапива

2. Где перечислены только сорняки?

1) Пырей, осот, крапива, астра, картофель.

2) Лебеда, мышиный горох, пырей, полынь.

3) Вьюнок, капуста, лебеда, подорожник.

3. Выберите верные высказывания.

1) Сорняки – это вредные бесполезные растения и их нужно уничтожать всеми способами.

2) Сорняки – это культурные растения, выращиваемые человеком.

3) Сорняки – это растения, которые приносят вред, засоряя сады, огороды, поля, но также имеют много полезных свойств и широко применяются в народной медицине.

4. Какие сорняки можно использовать в приготовлении салатов?

1) Одуванчик, крапива, щавель

2) Щавель, полынь, одуванчик.

5. Этот сорняк незаменим при царапинах, листик этого растения прикладывают к ранке для остановки крови и быстрого заживления.

1)Вьюнок полевой 2)Подорожник 3)Полынь

6. Этот сорняк лучше не брать голыми руками, можно обжечься.

1) Одуванчик 2) Щавель 3) Крапива

7. Отгадай по листику, что это за сорняк. Соедини стрелками название с листиком.


Вьюнок, одуванчик, подорожник, крапива, тысячелистник

8. Листья этого сорняка состоят из тысячи зубчатых пёрышек.

1) Тысячелистник 2) Крапива 3) Вьюнок

9. У этого растения стебель стелющийся, покрыт волосками, которые собирают в стебель влагу от полезных растений. Любит расти во влажных местах. Цветочки – мелкие белые.

1)Мокрица 2)Одуванчик 3)Крапива

10. Это самый обычный надоедливый сорняк. Засоряет все без исключения культуры, огороды, поля. Не зря говорят: «Осот да ………….. для посевов беда. В годы войны из этой травы пекли лепёшки, а из семян варили кашу.

1) Вьюнок 2) Мокрица 3) Лебеда

III . Итог занятия.

Не забывайте, что все в природе взаимосвязано. И если вы вдруг однажды удивитесь, почему это нынче так редки стали бабочки - знайте, что в значительной степени виной тому - ваше стремление вырастить сад без сорняков. На одном лишь из них на "отвратительной" вездесущей крапиве выкармливаются десятки видов этих прекрасных созданий: и дневной павлиний глаз, и бабочка-адмирал, и бабочка-медведица, и металловидка, и пестрокрыльница. Тщательно прополов свой сад, вы помогли цветам земли, но не оставили шансов для порхаюших «цветов».

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации

Цели:

    сформировать понятие сорные растения и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;

    ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;

    сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,

    сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

    продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты: обучающиеся в ходе урока должны:

    давать определение сорные растения и растения засорители;

    уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

    делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;

    иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;

    описывать способ учета сорных растений;

    иметь представление о методах защиты культурных растений;

    пользоваться различными источниками информации;

    работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи : биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

    Презентация «Сорные растения»

    Электронная презентация по теме

    Мультимедийный проектор, компьютер

    Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

    Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

    Проверка готовности к уроку.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Г

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

УЭ – 2

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

    доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

    Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)

    Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?

    Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

УЭ-4

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

УЭ-5

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

УЭ-6

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

Виды

1. Предупредительные

    очистка посевного материала;

    очистка тары;

    правильное хранение навоза;

    своевременная и правильная уборка урожая;

    подготовка кормов.

2. Истребительные

    механические;

    химические;

    биологические.

3.Специальные

    организационные;

    экологические;

    фитоценотические;

    комплексные.

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1.

2.

3.

4.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

УЭ –7

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание №1 Установите соответствие

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №2 Установите соответствие приемов обработки почвы

1.Приемы обработки почвы уничтожающие сорные растения

2.Приемы обработки почвы не воздействующие на сорные растения.

1.Чизелевание. Вспашка. Фрезерование. Безотвальная вспашка.

2. Прикатывание. Выравнивание. Культивация. Боронование. Шлейфование. Лущение. Дискование.

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №3 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

Г

ОТВЕТ на задание:

Задание № 4 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

да

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

да

нет

Приложение № 5

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Тема : Сорняки - наши злейшие враги

Цели урока :

Обучающие : ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.

Воспитывающие : воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.

Развивающие : развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование : Стенд «Сорняки - наши злейшие враги » . Герба-рий и семена сорняков , метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление нового материала

4. Задание на дом

5. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

(на доске название темы урока и план занятия )

1. Вред сорных растений .

2. Приспособленность сорняков к условиям жизни .

3. Способы распространения сорняков .

4. Основные группы сорняков и их характеристика .

5. Меры борьбы с сорняками .

6. Определение плотности распространения сорняков .

7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков .

2. Объяснение нового материала.

Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки , то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.

Ребята, видели ли вы сорняки , которые обвивают стебли куль-турных растений?

Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой , приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.

Многолетние сорняки : осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами : пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки , размно-жаются семенами и корневищами.

Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.

Однолетние сорняки : лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков , их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.

Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки , которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки . Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.

А кто знает стихотворения и загадки про сорняки ?

Один из учащихся рассказывает стихотворение :

Ты красив в венке душистом,

А никак не пахнешь сам,

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

Ты у поля тянешь соки,

Любишь жить за счёт чужой.

И бездельник синеокий

Назван сорною травой .

Другие приводят загадку :

На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)

Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков . Как же ведут борьбу с ними?

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков . Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков .

3. Закрепление нового материала.

Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки , определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу : опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.

4. Задание на дом.

Ребята получают задание на дом : поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков , находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.

Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать . Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.

5. Итоги урока.

Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в средней группе Задачи: 1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания. 2. Развивать интерес.

«Наши стенгазеты от души…» - фотоотчет Предлагаю вашему вниманию наши фотогазеты, которые мы сделали с ребятами, чтобы поздравить наших.

16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Урок Сорные растения 7 класс

Пояснительная записка.

Изучение сорных растений могут обеспечить выполнение многих образовательно - развивающих и воспитательных задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Ученики сельской школы должны быть вооружены знаниям о рациональной борьбе с сорной растительностью.

* сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве;

*доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред;

*раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

* ознакомить с классификацией сорных растений по месту произрастания;

*сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

*доказать, что сорные растения могут быть полезны для человека;

*продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетенции.

Планируемые результаты :

А) предметные :

обучающиеся в ходе урока должны:

*давать определение сорные растения;

*уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

*делать выводы, почему трудно бороться с сорными растениями;

*иметь представление о классификации сорных растений по месту произрастания, по биогруппам;

*иметь представление о методах защиты культурных растений;

Б) метапредметные :

*развивать умение проводить наблюдения;

*развивать память, кругозор, внимание, логическое мышление и умение работать с иллюстрациями;

*пользоваться различными источниками информации;

В) личностные :

*формирование элементов коммуникативности в общении и сотрудничестве в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе познавательной деятельности;

*умение работать в парах.

Основные термины и понятия ; сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Деятельность учащихся: анализировать информацию, рисунки, презентации и гербарный материал; ставить вопросы; полно и точно выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Межпредметные связи: биология - фазы развития растений, химия - правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение:

1.Литература

2.Электронная презентация по теме в программе

3.Мультимедийный проектор, компьютер.

4.Программные средства: Word, Notebook.

5. Карточки- задания

6. Гербарии сорных растений.

7. Рисунки сорняков.

Ход урока.

Я рада приветствовать вас на своем уроке.

Мы с вами осваиваем науку о растениях, которые нас кормят, украшают нашу жизнь. Кое-что вы ухе знаете, но еще больше предстоит узнать.

1.Каким общим словом называют растения, которые человек выращивает у себя на огородах, цветниках, в садах? (культурные )

2.Какую еще можно выделить группу растений, которые растут без помощи человека? (дикорастущие )

Я думаю, что мы с вами относимся к культурным созданиям, поэтому будем внимательны и активны на уроке. Итак, самое время приступить к теме. (шум за дверью )

Ребята, вам не показалось, что кто-то стучит? (входит сорняк)

Ах, не ждали? Как - же так?

Представляюсь: я сорняк!

Я зловредный, я ужасный,

Воевать со мной напрасно! (уходит)

Кто здесь был? Сорняк? А вы знаете, что такое сорняки?

Почему они так называются?

(Дикорастущие растения, которые рассеиваются по посадкам культурных растений и мешают им нормально расти)

А почему сорняки так называются? (от слова сор, который разбросан где не нужно, создает неряшливый вид и мешает)

Какие сорняки вы знаете? (называют) Как же их много! А где они растут?

Действительно, сорных растений очень много. Сорная растительность - это группа растений, произрастающих на обрабатываемых почвах среди культурных растений, на обочинах дорог, на пустырях, то есть в таких местах, где они испытывают косвенное или прямое воздействие человека. Их называют спутниками человека, так как их появление и распространение связано с деятельностью человека.

По месту произрастания их классифицируют на:

1)Полевые (сегетальные). Они произрастают на обрабатываемых почвах - полях, огородах, садах. Они растут среди культурных растений или вблизи них. Размножаются семенами или вегетативно. Характерно, что их семена прорастают не одновременно, в течении нескольких лет не теряют всхожесть. Семена и плоды имеют разное приспособление к распространению (череда, одуванчик). Многие размножаются корневищами (мать-и-мачеха, пырей).

2) Пустырные (рудеральные ) поселяются вблизи жилья человека, дворов, у заборов, на пустырях. Пустырные растения растут на необрабатываемых почвах.

3)Придорожные Растения этих мест приспособились к вытаптыванию человеком и животными, к выщипыванию птицами и скотом. Поэтому они низкорослые, с упругими стеблями. У одних стебли укорочены и прикорневые розетки листьев (подорожник), у других длинные ползучие стебли с мелкими листьями (спорыш) или прямостоячие стебли с сильнорассеченными листьями (пастушья сумка).

Сорные растения классифицируют по биогруппам следующим образом:

а) стеблевые (повилики);

б) )корневые (заразиха).

а) однолетние, двухлетние

(дикая редька, донник лекарственный)

б) многолетние

(пырей ползучий, свинорой пальчатый, цикорий обыкновенный).

Много ли семян дают сорняки?

Вы все видели одуванчик, подорожник, осот. Большинство сорных растений дает очень много семян. Пастушья сумка (1растение) - 73000семян, одно растение осота -40000 семян, одно растение донник - 17000 семян. На участке 4,5 м2 может вырасти такое количество семян осота, которого хватит для забурьянивания 50 га посева. В пахотном слое почвы на 1 га содержится 700-800млн. семян различных сорняков. Если на 1 га высевается 4-5 млн. семян пшеницы, то на каждое высеянное зерно приходится примерно 200 семян сорняков.

Семена сорняков обладают такой всхожестью, что семена культурных растений могут им позавидовать. Сорняки имеют очень высокую плодовитость и всхожесть, не успеют упасть в землю, как тут же появляются всходы. А если семя глубоко и взойти нет сил. То оно может пролежать несколько десятков лет в земле. Представляете?

-Кто помогает рассеивать семена сорных растений ? (ответы )

Помощников много, да и устроены семена так, что легко переносятся ветром, цепляются за шерсть животных, а затем за почву, семена некоторых сорных растений похожи на семена культурных растений.

Многие растения распространяются не только в соседние огороды, но и на другие континенты. Всем хорошо знаком ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ.

Ранее это растение обитало только в Евразии. Однако вскоре после колонизации Америки индейцы стали на своих тропах обнаруживать необычную траву с широкими листьями, которые прозвали «след белого человека». Как же это получилось? Оказывается, растения тоже путешествуют. Перед отъездом в Новый свет переселенцы ходили по дорогам Европы, и к их обуви прилипли семена подорожника. Обувь мыть было некогда - предотъездная спешка. Так на сапогах переселенцев семена и доехали до Америки, попали на тропы индейцев. Нашли там благоприятные для себя условия, прижились. С тех пор подорожник большой - одно из самых обычных растений Америки.

История обычной ромашки похожа на предыдущую. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм парохода, затем по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена ее рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

-Какой же вред приносят сорняки? (ответы)

В сельском хозяйстве сорняки наносят большой вред. Они иссушают и обедняют почву, отнимают у культурных растений влагу и пищу, заглушают посевы, затрудняют уборку урожая.

На них живут и размножаются многие вредные насекомые и возбудители болезней, которые зачастую переходят на культурные растения. Потери от сорняков нередко превышают убытки, причиненные вредителями и болезнями, вместе взятыми.

Сорные растения снижают урожай культурных растений.

Какой еще вред приносят? Они затеняют культурные растения от солнца, а солнечные лучи крайне необходимы для нормального роста и развития растений.

Что будет происходить с растениями при недостатке солнечного света? (растения становятся бледными, так как не образуется хлорофилл, вытягиваются, плохо развиваются)

Культурные и сорные растения конкурируют друг с другом за воду, свет, питательные вещества. Но есть еще один интересный аспект этой конкуренции. Оказывается, растения чувствуют друг друга, влияют друг на друга без физического контакта. Просто присутствуя рядом, один вид растений может угнетать другой, ощутимо влиять на его развитие. Насколько сильно такое влияние и как это происходит - пытались выяснить канадские ученые в лабораторных и полевых испытаниях Опубликовано 08.2011г.)

Когда солнечные лучи попадают на листовую поверхность, часть инфракрасного излучения адсорбируется растением и используется в фотосинтезе, а часть отражается. Излучение, отраженное от сорных растений, попадает на культуру. Его можно сравнить с теннисным мячиком, который отскакивает от стены под разными углами. И, как оказалось, совершенно небольшие сорняки, которые выращивались в небольших горшочках вблизи культуры и напрямую не контактировали с ней, то есть между ними не было конкуренции за влагу и питание, влияли на процесс фотосинтеза в культурных растениях и даже останавливали его!

Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы.

Некоторые сорные растения вызывают отравление сельскохозяйственных животных

Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений (амброзия полыннолистная и др.)

-Подведем итоги (совместно формулируем вывод о отрицательной роли сорных растений)

Сорные растения:

*угнетают жизнедеятельность выращиваемых культурных растений;

*снижают качество урожая;

*происходит истощение почв;

Заросли сорняков - первичные резерваты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

Разминка.

Знаете ли вы, что есть даже целая наука - сорняковедение .

Подробнейшим образом учеными разработаны меры борьбы с сорными растениями: это и вспашка, и культивация, и боронование, и севооборот, и химическая прополка с помощью гербицидов.

Как борются с сорняками ? (ответы)

Борьба с сорными растениями проводится в случае превышения экономического порога вредности. Приемы борьбы с сорняками:

А) Физические меры (выжигание и др.)

Б) Механические (прополка, высушивание и вымораживание; измельчение дисками, потом запашка после прорастания кусочков).

В) Химические (обработка химическими веществами, уничтожающими сорняки -ГЕРБИЦИДАМИ)

Г) Организационные: очистка семенного материала, своевременная уборка урожая, (меньше семян сорняков попадет); подготовка кормов к скармливанию.

Я ненавижу сорняки
За тупость, наглость их природную.
Они доводят до тоски,
Убийцы времени свободного.

Я уважаю сорняки
За их упорство, не капризнанность,
За то, что учат нас, враги,
Презренью к смерти, воле к жизни!

Сорные травы поистине являются головной болью всех огородников. Распространяясь с космической скоростью, дикие травы досаждают весь летний период. Чтобы избавиться от сорняков требуется много времени и сил. Но в тоже время эти надоедливые травки могут принести пользу и рассказать владельцу садового участка о свойствах почвы.

Чтобы узнать о свойствах земли , взгляните пристально на сорняки, которые заселяют ваш огород. Каждая видовая принадлежность сорного растения рассказывает о качестве и плодородности почвы, выступая своеобразным биоиндикатором. Чем выше плодородие почвы, тем стремительнее заполняют огород сорняки: лебеда, мокрица, бодяк полевой, подорожник, и др. Эти сорняки предпочитают плодородные почвы. На кислых почвах (легких, песчаных) растет хвощ полевой и болотный, щавель курчавый, василек луговой, лютик ползучий, нивяник и др. На щелочных почвах (глинистые, содержат много солей кальция, насыщены известью) растут вьюнок полевой, мак-самосейка, мать-и-мачеха. Истощенная почва страдает от недостатка гумуса, она очень плотная, кислород в нее почти не поступает. Растут: ярутка, пастушья сумка. Горчица полевая, ромашка пахучая, лапчатка гусиная и др.

Имея определенные знания о пристрастиях сорных трав, можно незамедлительно принять меры по улучшению характеристик почвы вашего огорода.

Знаете ли вы, что нас везде окружает еда ? Куда бы вы ни направились: в лес, в поле или в собственный сад, она повсюду. Она в буквальном смысле растет у нас под ногами, и многое из этого люди обычно называют сорняками. Оказывается, всеми гонимые сорняки вовсе не бесполезны, а, напротив, вкусны и полны витаминов.
Съедобных дикорастущих растений - более 1000 видов . Более того, в пищу годятся даже садовые цветы с клумб. И из всего этого можно приготовить изысканные и простые, низкокалорийные и питательные блюда: закуски, супы, вторые блюда, десерты, напитки. В голодные годы людей не раз выручали съедобные сорняки (крапива, лебеда и др.) Между тем во многих странах культивируют "дикарей", считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу - в Англии; одуванчик - во Франции, Японии; стрелолист - в Китае; лебеду - в Индии. В Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки лопуха или репейника.

Полвека назад и в нашей стране интерес к "дикарям" был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом.

1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов "Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области", в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков - "дикаре", пригодных к употреблению в пищу.

"Дикари" по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине "С".

В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота - до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пекут лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Приготовление салата из "дикарей" не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкус можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

Некоторые растения являются лекарственными (как считают фармацевты, около 40% всех лекарств, применяемых сейчас имеют растительное происхождение).

Экстракт корней лопуха улучшает состав крови, снижает в ней концентрацию сахара, алкалоиды этого растения угнетают рост опухолей. Корни используются для лечения подагры, ревматизма, ран.

При выпадении волос, перхоти отвар корней лопуха втирают в корни волос или ополаскивают ими волосы 2-3 раза в неделю. Этот же отвар лечит экземы и другие кожные заболевания

Традиции применения лекарственных трав имеются у всех народов. Но это такая вещь, которую можно обрести, а можно и утерять. Главная задача - вернуть эти традиции каждой семье, каждому человеку. Особенно это важно для сельской местности, где авитаминоз и анемия далеко не редкость, а травы доступны, не требуют особого ухода, но мало используются. Регулярное употребление этих полезных сорняков в пищу укрепит здоровье и даст устойчивость ко многим заболеваниям.

Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, "дикари", растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива..

В седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств.

В знаменитом Cалернском «Кодексе здоровья» о крапиве сказано так: «Cон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное следом и колики лечит надежно. Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся. Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева, верную помощь дает при различных болезнях суставов».

Много внимания уделил крапиве Авиценна в своем «Каноне врачебной науки».

Некоторые сорные растения являются хорошими медоносами (льнянка, клевер, донник и др.)

А вот еще одно важное применение сорняков - использование как удобрения : прополотую траву складывают в компостные кучи и оставляют для перегнивания, а затем используют как перегной.

Подведем итоги (совместно формулируем вывод о полезных свойствах сорных растений).

Сорные растения:

1.Могут рассказать о структуре почвы.

2.Используют как корм для скота.

3. Перепревшие сорняки используют как удобрения.

4.Среди сорных растений есть медоносы, лекарственные растения

5.Некоторые сорные растения используют в пищу, выращивают на огороде.

Справедливости ради надо сказать, что культурные растения тоже могут быть сорняками. Как это понимать? (например, укроп в огороде или рожь не на своем месте в посевах овса. Так любое растение. Если оно растет не на своем месте, может стать сорняком)

IV.Закрепление.

Ну вот мы с вами сделали первый шаг в изучении сорных растений, с некоторыми познакомились, узнали об их особенностях. На самом деле сорняков великое множество. Мы с вами будем еще не раз говорить о способах борьбы с сорняками и об их полезных свойствах на уроках биологии в этом году и в старших классах.

И в заключение немного повторим.

1. На слайдах изображены сорняки, вам нужно определить какой из них лишний.

2. Я буду называть названия культурных растений и сорняков. Если вы услышите название культурного растения, то хлопайте, а если сорняка. То топайте

Перец мокрица

Пырей петрушка

Лебеда лопух

Осот крапива

Тыква томат

Огурец вьюнок

3.Мы с вами поняли, что некоторые сорняки размножаются только семенами, а некоторые еще и делением корневища или корня.

Лебеда пырей

Вьюнок осот

Крапива одуванчик

4. Ну и, наконец, мы просто вспомним названия некоторых сорняков (по цепочке).

Осот, лебеда, вьюнок, одуванчик, крапива и др.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов)

Подготовить сообщение о сорном растении (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и др.)

Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данной теме (пословицы, поговорки, загадки, исторические факты)

Художественное: нарисовать сорное растение

VII. Рефлексия.

1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое)

сегодня я узнал(а)….

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания….

я поняла, что…

теперь я могу…

2.Заполнить анкету (нужное подчеркнуть):

1) на уроке я работал активно / пассивно

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен

3) урок для меня показался коротким / длинным полезным

4) за урок я не устал / устал

5) материал урока мне был понятен /не понятен / скучен

6) домашнее задание мне кажется интересным / не интересным

7) мое настроение стало лучше / стало хуже

3.Рефлексия настроения.

Загрузка...
Top