Основные положения теории чарльза дарвина об эволюции. Основные положения учения дарвина. Упражнения по пройденному материалу

Этот видеоурок будет полезен тем, кто хочет самостоятельно рассмотреть тему «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина». В ходе урока вы сможете познакомиться с личностью и биографией автора эволюционной теории - Чарльза Дарвина. Учитель расскажет об основных положениях эволюционной теории, первых эволюционистах и кругосветном путешествии Дарвина.

Появление теории эволюции Чарльза Дарвина было самым обсуждаемым интеллектуальным событием XIX века. Переводы новых трудов английского ученого выходили практически одновременно с изданиями на языке оригинала. В университетах и клубах спорили, действительно ли «человек произошел от обезьяны». Интересно, что Дарвин ни в одной своей работе не делал такого утверждения. Ученый считал, что у человека и обезьян были общие предки. Это предположение в дальнейшем подтвердилось результатами палеонтологических и генетических исследований. Предки человека отделились от человекообразных обезьян еще на ранних этапах развития.

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в семье врача. За годы своего обучения в университетах Эдинбурга и Кембриджа он приобрел глубокие знания в области зоологии, ботаники, геологии. Огромную роль в формировании его научного мировоззрения сыграла книга знаменитого английского геолога Чарльза Лайеля. В своих работах Лайель говорил о том, что современный облик Земли формируется под влиянием тех же условий, которые продолжают действовать и по настоящее время. Также Дарвин был знаком с работами первых эволюционистов, среди которых был Ламарк и его дед Эразм Дарвин. Решающим поворотом в судьбе Дарвина стало его участие в кругосветном путешествии на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Это путешествие Дарвин совершил с 1832 по 1837 год () (см. Рис. 1).

Рис. 1

По словам самого Дарвина, самое большое впечатления в этом путешествии на него произвели следующие факты:

  • Открытие гигантских ископаемых животных, которые были покрыты панцирем, сходным с панцирем современных броненосцев.
  • То обстоятельство, что по мере продвижения по материку Южной Америки близкородственные виды животных замещают друг друга.
  • «Тот факт, что близкородственные виды животных и растений различных островов Галапагосского архипелага незначительно отличаются друг от друга (). Было очевидно, что такого рода факты, так же как и многие другие, можно было объяснить только на основании предположения, что виды постепенно изменялись, и проблема эта стала преследовать меня». Так он пишет в своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора».

По возращению из плаванья Чарльз Дарвин начинает обдумывать проблему изменяемости видов. Он рассматривает разные существующие на тот момент эволюционные теории, в том числе и теорию Ламарка, однако отвергает их одну за другой, так как ни в одной из них Дарвин не находит объяснения фактам поразительной приспособленности живых организмов к среде их обитания.

То, что первым эволюционистам казалось изначально заданным и не требующим никаких объяснений, для Дарвина стало самым важным вопросом. Он собирает данные об изменчивости видов животных и растений в природе, а также в условиях одомашнивания. Через много лет, вспоминая, как родилась его теория, великий ученый напишет следующие строки: «Вскоре я понял, что краеугольным камнем успехов человека в создании полезных рас животных и растения был отбор. Однако в течение некоторого времени для меня оставалось тайной, каким образом отбор мог быть применен к организмам, живущим в естественных условиях» ().

Как раз в это время в Англии горячо обсуждались идеи ученого Томаса Роберта Мальтуса о возрастании численности видов в геометрических прогрессиях. В 1838 году Дарвин ознакомился с книгой Мальтуса о народонаселении. Так как Дарвин на тот момент уже много лет наблюдал за живыми организмами в природе, то он был уже подготовлен к идее борьбы за существование: «И тут я понял, что в результате этой борьбы благоприятные признаки должны сохраняться, а неблагоприятные - исчезать, и это должно привести к образованию новых видов».

Итак, идея происхождения путем естественного отбора впервые возникла у Дарвина в 1838 году, и в течение следующих 20 лет он скрупулезно работал над своей теорией. В 1856 году по настоянию своего друга Чарльза Лайеля Дарвин стал постепенно готовить свои труды к публикации ().

В июне 1858 года, когда работа была выполнена наполовину, Дарвин получил письмо от другого английского натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса с рукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращенное изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории! Дарвин отослал рукопись Уоллеса вместе со своей работой Лайелю, и тот при участии их общего друга английского ботаника Джозефа Гукера настоял на представлении Линнеевскому обществу в Лондоне обеих работ.

В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life), где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов.

Успех этой книги превосходит все самые смелые ожидания. Она вызвала похвалу одних ученых и бескомпромиссную критику других. В конце XIX и начале XX в. идеи дарвинизма были встречены в штыки теми учеными, которые считали палеонтологические свидетельства недостаточными, а идеи об отборе - недоработанными. Однако были и те, кто приложил много усилий, чтобы доказать связь между дарвинизмом и законами наследования Менделя.

«Происхождение видов» и другие труды Дарвина, например «Происхождение человека. Половой отбор», были переведены на множество языков и выходили огромными тиражами. Сегодняшние учащиеся могут в полной мере оценить вклад Ч. Дарвина в модернизацию общества и науки лично, ознакомившись с его трудами. Чрезвычайно интересной является также книга «Происхождение видов Дарвина. Биография», автором которой стала Джанет Браун - профессор Гарвардского университета, признанный во всем мире историк науки и биограф Чарльза Дарвина.

Сущность дарвинистской концепции сводится к ряду логичных и подтвержденных огромным количеством фактов положений:

1. Внутри каждого вида живых организмов существует широкий размах наследственной изменчивости по морфологическим и физиологическим критериям. Эта изменчивость может иметь качественный или количественный характер, но она присутствует всегда.

2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.

3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование и успех в размножении либо между организмами одного вида, либо между организмами разных видов, либо с условиями окружающей среды ().

4. В условиях борьбы за существование выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые в данных условиях среды оказались полезными. В этом и состоит главная аргументация Дарвина против эволюционных теорий. Отклонения возникают случайно, они направлены в ответ на изменение окружающей среды, и лишь немногие из этих отклонений оказываются полезными. Потомки организмов, в которых эти отклонения возникли, являются лучше приспособленными к условиям среды, чем организмы, их не имеющие. Выживание и преимущественное размножение наиболее для приспособленных организмов Дарвин назвал естественным отбором ().

5. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях среды ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном итоге, приходит к видообразованию.

Главные заслуги Дарвина как ученого состоят в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, раскрыл его движущие силы и создал теорию естественного отбора. Многочисленные отдельные явления органической жизни Дарвин связал в логическое целое, благодаря чему царство живой природы предстало перед людьми как нечто стремящееся к постоянному изменению и приспособлению. Чарльз Дарвин объяснил возникновение и характер приспособленности исключительно действием естественных законов, без вмешательства сверхъестественных сил. Учение Дарвина в корне подорвало метафизические представления о постоянстве видов и сотворении их Богом. Таким образом, теория эволюции Чарльза Дарвина полностью изменила представления о развитии органического мира и стала колоссальным научным открытием. И сегодня, спустя полтора века, биологическая наука по-прежнему следует в направлении, намеченном великим английским натуралистом Чарльзом Дарвином.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

Домашнее задание

  1. Как Ч. Дарвин попал на «Бигль»?
  2. Какие представления о происхождении разнообразия форм живых организмов преобладали в науке до выхода работ Ч. Дарвина?
  3. Согласны ли вы с дарвинизмом?
  4. Почему Р. Уоллес, сформулировавший сходную эволюционную концепцию, уступил приоритет Ч. Дарвину?

Узнать, откуда произошло все живое на Земле - задача сложная, над которой человечество бьется уже давно. Существует довольно много гипотез, от теологической (божественной) до фантастической (теория создания мира инопланетными существами). При этом одна из самых популярных до сих пор была предложена еще в 19 веке Ч. Дарвином. Суть ее заключается в том, что все виды живого на Земле (в том числе и человек) появились в ходе эволюции, постепенно приняв свой теперешний облик. Кто-то согласен с этой гипотезой, кто-то нет, однако, ее значение для всей науки в целом неоспоримо.

Основные положения следующие. Все живые виды на планете никогда никем не создавались. Органические формы, которые возникли естественным способом, постепенно менялись в соответствии с условиями, их окружающими. В основе этого преобразования лежит наследственность, изменчивость и естественный отбор. Последний Дарвином был назван как В результате эволюции появилось многообразие различных видов в природе, при этом они все максимально приспособлены в среде, в которой находятся.

Основные положения теории Дарвина описаны в его книге, вышедшей в 1859 году. Здесь ученый наглядно показал, как незначительные изменения в отдельных организмах приводят к преобразованию домашних животных и сельскохозяйственных растений. В результате человек выбирает те виды, которые для него наиболее ценны, и получает от них потомство. Аналогичный процесс, считает ученый, происходит и в природе. В своей книге Дарвин описывает как долгий естественный процесс, однако, абсолютно неслучайный.

Так, изменчивость может быть двух типов: определенной и неопределенной. Первая возникает в результате воздействия на организм внешних факторов, и, как правило, если они исчезают, то у следующего поколения эти черты уже не проявляются. передается по наследству независимо от условий среды. Именно она и является движущим фактором развития видов.

Основные положения теории Дарвина базируются на том, что материалом эволюции является Она приводит к тому, что у особи появляются удачные или неудачные свойства в результате скрещивания ее с близким видом. Современная биология ввела название «мутации».

В борьбе за существование те организмы, которые имеют меньшую приспособленность к условиям среды, либо погибают, либо начинают меньше размножаться. Чем ближе по строению особи, находящиеся на одной территории, тем большая конкуренция идет между ними, в результате чего многие из них погибают. В живых остаются в основном те, кто приобретает различные свойства (они используют разнообразную еду, средства защиты, нападения и т. д.). В результате дивергенции (расхождения признаков) может произойти расщепление одного вида на разновидности, которые в итоге могут стать самостоятельной единицей.

Основные положения теории Дарвина говорят о том, что обитание в стабильных условиях приводит к замедлению эволюции. То есть именно глобальные могут послужить причиной появления нового вида, существенно отличающегося от своих предполагаемых предков. Ученый приводит много доказательств тому, что именно обуславливает приспособленность организмов к меняющимся условиям среды. К примеру, у животных это окраска, у некоторых растений и деревьев - способность к размножению с помощью рассеивания семян и плодов, и т. д.

Нужно отметить, что основные положения теории Дарвина являются достаточно важными для дальнейшего развития науки. Его труды до сих пор изучаются, по ним проводится большое количество исследований и экспериментов.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

На тему «Эволюционная теория Ч. Дарвина: основные положения и мировоззренческое значение»

Дисциплина «Концепция современного естествознания»

Выполнил: студентка Эз-931 группы

экономического факультета

Проказова Татьяна Александровна

Научный руководитель:

Яковлева Елена Владимировна

Нижнекамск 2010 г.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие «эволюция»……………………………………………………5

2. Предпосылки возникновения теории естественного отбора…………5

3. Основные положения эволюционной теории………………………….7

4. Результаты действия естественного отбора……………………………8

5. Примеры естественного отбора……………………………………….10

6. Мнения ученых о теории Ч.Дарвина………………… ………………11

7. Подтверждение эволюционной теории Ч. Р. Дарвина …...………….13

8. Значение эволюционной теории. Выводы……………………………17

Список использованной литературы…………………………………….19

Введение

На нашей планете существуют не менее 2 млн. видов животных, до 0,5 млн. видов растений, сотни тысяч видов микроорганизмов и грибов. Истоки возникновения такого многообразия видов и приспособленность их к среде обитания волнуют ученых и исследователей всего мира.

На протяжении тысячелетий людям казалось очевидным, что живая природа была создана такой, какой мы ее знаем сейчас, и всегда оставалась неизменной. Однако в глубокой древности высказывались догадки о постепенном изменении, развитии (эволюции) живой природы. Одним из предвестников эволюционных идей можно назвать древнегреческого философа Гераклита, который сформулировал положение о постоянно происходящих в природе изменениях («все течет, все изменяется»).

Научная теория эволюции живой природы, основы которой в 19 веке заложил великий английский ученый Чарльз Дарвин, наконец, дала ответы на вопросы исследователей и учёных.

Теория Чарльза Дарвина, известная под названием теории естественного отбора, является одной из вершин научной мысли XIX века.

Большинство биологов (до Дарвина) держалось представлений о постоянстве и неизменности живых организмов-видов. Организмы и органы полностью соответствуют цели, которую якобы поставил творец. Сущность мировоззрения этого периода заключается в представлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности природы. Такое мировоззрение получило название метафизического. Метафизические представления поддерживались церковью и правящими кругами.

В 17-18 вв. накопилось множество описаний видов животных, растений, минералов. Огромную задачу систематизации этих материалов выполнил Карл Линней (1707-1778), шведский натуралист, врач. На основе сходства по одному - двум наиболее заметным признакам он классифицировал организмы на виды, роды, классы. Он правильно поместил в один отряд человека и человекообразных обезьян. Значение трудов Линнея огромно: он предложил систему животных и растений, лучшую из всех предыдущих; ввел двойные названия видов; усовершенствовал ботанический язык.

Чарльзу Дарвину в своем основном труде "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859), удалось, обобщив эмпирический материал современной ему биологии и селекционной практики, используя результаты собственных наблюдений во время путешествий, кругосветного плавания на корабле "Бигль", раскрыть основные факторы эволюции органического мира.

Он исследовал геологическое строение, флору и фауну многих стран, отправил с Англию огромное количество коллекций. Сравнив найденные останки растений и животных с современными (на тот период), Ч. Дарвин сделал предположение об историческом, эволюционном родстве.

В книге "Изменение домашних животных и культурных растений" (т.1-2, 1868) он изложил дополнительный фактический материал к основному труду. В книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.


1 . Понятие «эволюция»

Впервые термин «эволюция» был использован в одной из эмбриологических работ швейцарским натуралистом Шарлем Боннэ в 1762 г. В настоящее время под эволюцией понимают происходящий во времени необратимый процесс изменения какой-либо системы, благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития.

Процесс эволюции касается многих явлений, происходящих в природе. Например, астроном говорит об эволюции планетарных систем и звезд, геолог – об эволюции Земли, биолог – об эволюции живых существ. В то же время термин «эволюция» применяется часто и к явлениям, не связанным напрямую с природой в узком значении этого слова. Например, говорят об эволюции общественных систем, взглядов, каких-либо машин или материалов и т. п.

Особый смысл приобретает понятие эволюции в естествознании, где исследуется преимущественно биологическая эволюция.

Биологическая эволюция – это необратимое и в известной степени направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом. Иными словами, под биологической эволюцией следует понимать процесс приспособительного исторического развития живых форм на всех уровнях организации живого.

2. Предпосылки возникновения теории естественного отбора

Ответ на вопрос, как возникают новые виды, Дарвин искал в практической деятельности человека. Он изучал работу животноводов, растениеводов, сам занимался разведением кур и голубей, наблюдал за питанием насекомых и опылением растений, вел обширную переписку с людьми науки и практики, читал множество книг.

Изучая историю выведения разных пород лошадей, кур, овец, Дарвин установил, что многочисленные породы берут начало от одного или немногих диких видов. Изменения их связаны с изменением условий жизни: питания, климата и т. д. Человек отбирает животных и растения с полезными для него изменениями. Сам человек, как думал Дарвин, не может создавать эти изменения, их вызывает природа, а человек лишь комбинирует эти дары природы, отбирает их. Благодаря отбору накапливаются и усиливаются полезные человеку изменения, а это приводит к совершенствованию старых пород и сортов и к выведению новых.

Но как возникают новые виды в природе? Отбор может идти не только по заранее намеченному плану, но и без него, без ясно осознанной цели. При этом человек не только отбирает лучших, но и уничтожает тех, которые не отвечают его нуждам или вкусам. Следовательно, не каждое существо, появившееся на свет, может уцелеть и подарить миру потомство.

А как же в естественных условиях? Каждый ли пробившийся из земли росток разовьется в растение? Каждый ли появившийся в гнезде птенец станет взрослой птицей? Нет. Но кто выживет? Очевидно, тот, кто окажется более приспособленным к условиям жизни. Но ведь в природе нет браковщика. Кто же отбирает?

Отбор происходит сам собой, естественным путем.

В хозяйстве отбирает рука человека - это искусственный отбор, в природе - рука времени - естественный отбор. В природе животные и растения тоже изменяются под давлением изменившихся условий жизни. Но не все особи одного вида изменяются одинаково, и те из них, которые имеют хоть какое-нибудь, пусть незначительное, преимущество перед остальными, выживают в результате естественного отбора, оставляют потомство и в конце концов вытесняют менее приспособленных. Естественный отбор приводит к постепенному накоплению и усилению полезных для организма изменений, к совершенствованию организмов и приспособлению их к меняющимся условиям среды, а в результате - к появлению новых видов.

3. Основные положения эволюционной теории

Используя результаты собственных наблюдений, собранных во время путешествий Дарвин в течение 20 лет упорно работал над созданием эволюционного учения.

Теория эволюции Ч. Дарвином изложена в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859).

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина сводятся к следующему:

1.Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира.

2.Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для естественного отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

3.Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.

4.Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора.

5.Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения.

6.Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельско - хозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.

7.Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян. Эволюционное учение Ч. Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания.

4. Результаты действия естественного отбора

Естественный отбор является неизбежным результатом борьбы за существование и наследственной изменчивости организмов.

Чарльз Дарвин обратил внимание на то, что хотя любое живое существо изменяется в течение жизни, но и рождаются особи одного вида неодинаковыми. Он писал, что опытный фермер различает каждую из овец даже в большом по численности стаде. Например, шерсть их может быть светлее или темнее, гуще или реже и т. п. В обычных условиях среды такие различия несущественны. Но при перемене условий жизни эти мелкие наследственные изменения могут давать преимущества их обладателям. Среди множества бесполезных и вредных изменений могут встречаться и полезные. Рассуждая, таким образом, Дарвин пришел к идее естественного отбора. Особи с полезными отличиями лучше выживают и размножаются, передают свои признаки потомству. Поэтому в следующем поколении процент таких особей станет больше, через поколение еще больше и т. д. Таков механизм эволюции. Дарвин писал: «Можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо…» Эволюция разных видов идет с разной скоростью.

Построение наиболее фундаментальной эволюционной концепции связано с именем гениального английского ученого Чарльза Дарвина (1809–1882). Огромное значение для становления эволюционных и атеистических взглядов Ч. Дарвина имело свершенное им в 1831–1836 гг. кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Он исследовал геологическое строение, флору и фауну многих стран, отправил с Англию огромное количество коллекций. Сравнив найденные останки растений и животных с современными, Ч. Дарвин сделал предположение об историческом, эволюционном родстве. На Галапагосских островах он нашел нигде более не встречающиеся виды ящериц, черепах, птиц. Галапагоссы – острова вулканического происхождения, поэтому Ч. Дарвин предположил, что на них эти животные попали с материка и постепенно изменились. В Австралии его заинтересовали сумчатые и яйцекладущие, которые вымерли в других частях земного шара. Так постепенно у ученого крепло убеждение в . После возвращения из путешествия Дарвин в течение 20 лет упорно работал над созданием эволюционного учения, собрал дополнительные факты о выведении новых пород животных и сортов растений в сельском хозяйстве. он рассматривал как своеобразную модель отбора естественного. Были опубликованы его работы «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», «Изменение домашних животных и культурных растений», «Происхождение человека и половой отбор».

Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в том, что он раскрыл механизмы образования и становления видов, т. е. объяснил механизм эволюции. Свои выводы он сделал на основе большого числа данных, накопленных к этому времени в области естествоиспытания, практике животноводства и растениеводства. Первым возможным выводом, сделанным Дарвином, был вывод о существовании в природе . Этот вывод был сделан на основе того, что из появляющегося на свет огромного числа особей, до взрослого состояния доживают лишь единицы, следовательно, по мнению Дарвина, остальные гибнут в борьбе за жизнь. Вторым выводом было заключение о том, что для организмов характера всеобщая изменчивость признаков и свойств (даже в потомстве одной пары родителей нет одинаковых особей). В достаточно стабильных условиях эти мелкие различия могут не иметь значения. Однако при резких изменениях условий существования, один или несколько отличительных признаков могут стать решающими для выживания. Сопоставив факты борьбы за существование всеобщей изменчивости организмов, Дарвин делает обобщенное заключение о существовании в природе «естественного отбора» (избирательного выживания одних и гибели других особей). Материал для естественного отбора поставляет изменчивость организмов (мутационная и комбинативная). Результатов естественного отбора является образование большого числа приспособлений к конкретным условиям существования, которое мы рассматриваем с таксонометрической точки зрения – объединяем в сходные организмы в виды, роды, семейства.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина сводятся к следующему:

Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира.
Главные движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор. Материал для естественного отбора дает наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.
органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.
является результатом действия естественного отбора.
Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения.
Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия .
связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.
учение Ч. Дарвина можно рассматривать как переворот в области естествознания. Значение эволюционной теории заключается в следующем:

Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.
Объяснены причины целесообразности органических форм.
Открыт закон естественного отбора.
Выяснена сущность искусственного отбора.
Определены движущие силы эволюции.

Министерство образования Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учрежден ие

«Средняя общеобразовательная школа № 21

им. П.А.Столыпина»

Открытый урок

Учитель биологии Глубокая Татьяна Васильевна .

Саратов 2014г

Тема: « Основные положения теории Ч.Дарвина

об эволюции органического мира»

Цели урока.

Обучающие :

Закрепить знания учащихся о вкладе европейских ученых в развитии эволюционных идей,

Актуализировать знания учащихся о жизнедеятельности Ч. Дарвина,

Познакомить учащихся с основными положениями эволюционной теории Ч, Дарвина,

Сформировать у них знания о движущих силах эволюции, об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов, формах и значении естественного отбора,

Показать сущность борьбы за существование и роль искусственного отбора как движущую силу эволюции культурных растений.

текстом, создавать презентации по данному материалу,

Развивающие :

- умение выделять главное,

Устанавливать причинно – следственные связи,

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником,

Развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

Прививать бережное отношение к природе

Методы: беседа, рассказ, тестирование (работа в парах), эксперимент

Средства обучения : таблицы по «Общей биологии», дидактические карточки, комнатные растения, мультимедийные проекты.

Литература:

1. Пономарёва И.Н.: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой.- 4-е изд., испр.- М.: Вентана- граф, 2010.

2. Пономарева И.Н. Биология:9 класс: методическое пособие/И.Н.Пономаревой.-2-е изд., испр.- М.: Вентана –Граф,2011.

3. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер.-М.: Эксмо, 2009.

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология» 9 кл.; 10-11 кл. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. (Портфель учителя).

Ход урока

I . Организация начала урока .(отмечаем отсутствующих, повторяем домашний параграф)

II . Проверка знаний учащихся:

а) беседа по наводящим вопросам(7мин)

Что такое эволюция? Какой ученый впервые предложил этот термин?

Что изучает эволюционное учение?

Что вы узнали о древнегреческом ученом Гераклите?

Какой ученый признавая материальную основу мира, ввел понятие лестницы природы? В чем её смысл?

Что вы знаете о К.Линнее, где мы с вами знакомились с его трудами?

В чем заслуга французского ученого Ж-Л Бюффона и русского ученого Петра Палласа?

б) Тестирование (работа в парах)(7мин)тесты к §36(1)

в) подведение итогов проверки знаний: работа с таблицей (4)

Возникновение приспособленности организмов

и многообразие видов

(по К. Линнею, Ж.Б.Ламарку, Ч. Дарвину)

ученый

Причины приспособленности организмов, возникновение многообразия видов (заполняется учащимися)

Карл Линней

Многообразие видов было создано Творцом, организмы были созданы изначально приспособленными (теория креационизма)

Жан Батист Ламарк

Многообразие видов появилось в результате эволюции, приспособленность появилась под влиянием внутреннего стремления к прогрессу, способности целесообразно изменятся при изменении среды. Происходит упражнение органов и их изменение, приобретенные признаки передаются по наследству.

Чарльз Дарвин.

И приспособленность организмов, и многообразие видов – результат эволюции. Наследственная изменчивость поставляет материал, в результате борьбы за существование происходит естественный отбор наиболее приспособленных и образуются новые виды

III . Изучение нового материала:

Тема урока: « Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира»

1. Введение

Актуализация знаний учащихся о жизнедеятельности Ч.Дарвина.

а)Устные ответы на вопросы:

Что вы узнали об этом ученом из домашнего параграфа?

Кто он такой, где жил, чем занимался?

В каком веке жил Чарльз Дарвин?

Что было его увлечением?

Что было результатом его многолетних исследований?)

б) Просмотр мультимедийного проекта учащегося.

2. Движущие силы эволюции.( объяснение с использованием мультимедийного проекта)

Представление Ч.Дарвина о движущих силах эволюции как четырех взаимосвязанных факторах: изменчивости, наследственности, борьбе за существование и естественный отбор. Значение изменчивости и наследственности организмов в эволюционном процессе.

Результатом 20-летних исследований Ч.Дарвина был труд «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»

Для объяснения процесса эволюции в органическом мире Дарвин исследует 4 основных взаимосвязанных фактора: а).Изменчивость, б)- наследственность, в)- борьба за существование, г)-естественный отбор.

а)Изменчивость . Сравнивая несколько особей одного вида, он наблюдал у них черты различия: размеры, окрас, повадки и сделал вывод: что каждому виду свойственна изменчивость.Так например:- колеус, цветок на подоконнике окна, имеет разную окраску листьев. Какой это вид изменчивости? От чего она зависит?

Это модификационная изменчивость. Окраска листьев зависит от их освещенности

б) Наследственность. Некоторые признаки живых организмов были и у их родителей: окрас, размеры, экстерьер, т.е. «дети» получили их от родителей. Изменения, которые могут передаваться по наследству, обнаруживаются у каждого вида, особенно если размножение идет половым путем.

в)Внутривидовая и межвидовая борьба за существование между организмами как положение эволюционной теории Ч.Дарвина. Борьба организмов с неживой природой как одно из проявлений борьбы за существование.

Борьба за существование. Некоторые изменения появившиеся у по томков помогают особям выжить в определенных условиях окружающей среды. Но не все особи потомства достигают половозрелости: болезни, пища, условия жизни, т.е. между особями постоянно идет борьба за выживание.

Виды борьбы: 1) внутривидовая борьба (между особями одного вида) (рис. 47, стр.137, №3)(1)

Пример внутривидовой борьбы можно увидеть и среди растений. Так например среди подростков цветкового растения каланхоэ или бриофиллум.(демонстрация живого цветка подоконника) идет борьба за свет, воду, за землю, т.е. борьба за одинаковые условия жизни.

2) борьба между особями разных видов –(межвидовая борьба) (см. рис. 47, на стр.137, №1)(1)

Пример внутривидовой борьбы среди подростков цветкового растения каланхоэ или бриофиллум и цветкового растения гастерии, живущих в одном горшке.(демонстрация опытного растения) Мы видим, что гастерия, являясь более крупным и старым растением, забивает молодые растения каланхоэ.

3 ) борьба между особью и условиями окружающей среды – с неживой природой. (см. рис. 47, на стр.137, №2)(1)

г) Выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей в результате борьбы за существование. Роль естественного отбора в формировании новых видов из уже существующих.

В результате этих видов борьбы выживают сильнейшие. Они дают более стойкое потомство, возможно с новыми признаками, которые сформировались при борьбе за выживание, в результате отбора.

Появление новых признаков, свойств может настолько менять первоначальную форму вида, что мы говорим о появлении особей нового подвида, а затем уже и вида.

Дарвин утверждал, что естественный отбор это путь к образованию новых видов. Главным моментом в эволюции он считал, расхождение у особей признаков, появление новых форм из одной формы или дивергенцию (лат.- отхожу, отклоняюсь). Эти признаки помогали особи выжить, приспособиться к различным условиям существования.

Как результат:

1-шло постепенное усложнение, повышение уровня организации организма,

2- повышалась приспособленность к условиям среды,

3- появлялось многообразие видов.

Вывод. С помощью естественного отбора, по Дарвину, в природе формируются новые виды из уже существующих видов. (См. рис.48, стр.139.)

Из этого следует, что уже человек, благодаря изменчивости видов, получает новые сорта растений, породы животных путем искусственного отбора, т. е. человек разводя животных и растений, искал среди них экземпляры, которые имели нужный ему признак в наиболее ярком выражении и оставлял только его для размножения. А затем путем методического сознательного отбора получал большое число нужных ему особей. Такое целенаправленное создание новых видов Дарвин назвал искусственным отбором.

Теория Дарвина об эволюции органического мира объясняет приспособленность организмов (адаптация) к окружающей среде. Рассматривает многообразие видов как неизбежный результат естественного отбора в связи с расхождением наследуемых признаков.

3. Адаптация и ее относительный характер.

Приспособительный характер особи называется адаптацией. Адаптация- это совокупность морфолого-физиологических поведенческих, популяционных и других приспособительных особенностей вида, обеспечивающих ему возможность существовать в определенных условиях внешней среды.

Любое приспособление носит относительный характер, поскольку полезно организму только в его конкретной, привычной среде обитания. (см. таблицу по «Общей биологии» на доске.)

Рябчика на гнезде не видно под кустом, но лиса ее находит по запаху. Белого зайца не видно в зимнем лесу, но на фене серых кустов он хорошо заметен.

4. Обобщение. Значение работы Ч.Дарвина:

Значение работы Ч.Дарвина (выводы)

Открыл движущиеся силы эволюции,

Доказал, что современные виды, произошли от ранее существовавших видов,

Создал научную теорию эволюции органического мира.

III Задание на дом: §37, вопросы после §, стр.140, повторить §36

IV . Закрепление:

а) На основании изученного материала закончить таблицу «Возникновение приспособленности организмов и многообразие видов», (третий раздел второго столбца)

б) Тест: «Движущие силы эволюции» (устно)

1.Причиной образования новых видов, по Дарвину, является:

а) борьба за существование,

б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида,

в) неограниченное размножение.

2. Естественным отбором называется:

а) борьба за существование,

б) выживание и размножение сильнейших особей,

в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.

3.В каком случае борьба за существование будет менее ожесточенной?

а) если на территории живет несколько разных видов,

б) если на территории живет один вид,

в) если на территории живут два близких вида.

4. По наследству от родителей потомству передаются:

а) только полезные признаки,

б) полезные и вредные признаки,

в) только признаки, приобретенные родителями в течение их жизни.

5) Значение теории Ч.Дарвина заключается в том, что он:

а) доказал факт существования эволюционного процесса,

б) доказал, что виды изменяются в ходе исторического развития,

в) выявил факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»(9 класс)

1.Самым длительным условным периодом жизни на Земле является:

А) эпоха,

Б) период,

В) эра.

2. Эра, в течение которой возникла жизнь, называется:

А) ранний протерозой,

Б) архей,

В) палеозой.

3. Важнейшим событием архея следует считать:

А) накопление в атмосфере кислорода,

Б) появление коацерватов,

В) образование первых органических соединений.

4.Одним из достоинств работы К.Линнея было:

А) соответствие его системы современным представлениям в систематике:

Б) установление родства между видами,

В) введение бинарной номенклатуры.

5. Необходимым условием для жизни растений на суше было:

А) наличие кислорода в атмосфере,

Б) наличие почвы,

В) наличие хлорофилла.

6. Предками каких животных считаются трилобиты и кольчатые черви:

А) членистоногих,

Б) моллюсков,

В) инфузорий.

7. В какой эре появились двоякодышащие и кистеперые рыбы, от которых произошли наземные позвоночные:

А) в протерозое,

Б) в палеозое,

В) в мезозое,

Г) в кайнозое.

Загрузка...
Top