Тема работы: Ресурсное обеспечение образовательного учреждения. Финансовые ресурсы образовательных учреждений Структура управления ресурсами образовательной организации

1

В последнее время активно формируется социальный заказ системе образования на воспитание и успешную социализацию подрастающего поколения. Цели и задачи воспитания и социализации обозначены в ряде нормативно-правовых документов на всех уровнях управления: федеральном, ведомственном, учрежденческом. Одним из важнейших недостатков в управлении процессами социализации и воспитания в образовательной организации является отсутствие системности управления. С позиций ресурсного подхода автор раскрывает сущность управления воспитанием и социализацией, описывает систему ресурсов управления: нормативно-правовых, научно-методических, организационных, технологических, информационно-коммуникационных, капитальных. Автор предлагает оригинальные формулировки понятий «управление развитием системы социализации», «менеджмент воспитательной работы», обращает внимание на использование технологий опережающего управления, социального партнерства и ресурсообразования. В статье отмечаются специфические особенности оценки результатов социализации и воспитания, связанные со спецификой данной образовательной области: гуманистическая направленность и оценка динамики результатов, нераспределенность и отсроченность проявления результатов, незавершенность процесса воспитания и социализации.

воспитание

социализация

управление развитием системы социализации

успешная социализация

ресурсный подход

1. Клочкова Л.И. Менеджмент воспитательной работы как основа ресурсного обеспечения развития воспитания // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 1. – С. 24–28. – 0,5 п.л.

2. Клочкова Л.И. Государственная и региональная политика в управлении развитием образования. Управление инновационной инфраструктурой и ресурсами школьной социализации. Система мониторинга, анализ и экспертиза эффективности инноваций в системе школьной социализации обучающихся // Управление развитием системы школьной социализации образовательного учреждения: методические рекомендации / под общ. ред. Л.И. Клочковой, Ю.А. Попова. – М.: АПКиППРО, 2013.

3. Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 N 30-51-914/16 «О направлении минимального социального стандарта Российской Федерации» Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. – http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/vg-normy/x7p.htm.

4. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Сер. 8. – 2003. – Вып. 3. – № 24. – С. 18–41.

5. Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений. – М.: УЦ «Перспектив», 2012.

Развитие воспитания и социализации детей и молодежи становится сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования, что требует неотложного решения таких задач, как предотвращение наложения внешнего кризиса, существующего в обществе, на кризис внутренний, присутствующий в той или иной степени в школе; нахождение путей согласования в целях и задачах социума и деятельности школ; смягчение управленческих решений, идущих сверху, связанных, например, с ликвидацией малочисленных школ, или потоком бюрократических директив (часто дублирующих друг друга или взаимоисключающих); неоправданное внедрение в школах сомнительных или устаревших воспитательных концепций или технологий социализации.

Управление системой социализации обучающихся в общеобразовательной организации - это целенаправленная профессиональная работа всех субъектов образовательной деятельности по осуществлению эффективных мер совершенствования содержания, структуры, технологии и методики социовоспитательной деятельности, развития социального партнерства с государственными и общественными организациями в целях социализации и развития детской личности в едином социальном пространстве .

Одним из важнейших недостатков в управлении процессами социализации является несистемность. Это проявляется в рассогласовании аналитического и целевого компонентов системы управления; в несоответствии целей и результатов социализации; в несогласованности программ, проектов и технологий управления их реализацией; в отсутствии опережающего создания условий социализации и маркетинговых исследований в сфере востребованности образовательных услуг по воспитанию и социализации; в отсутствии профессиональных менеджеров в сфере воспитательной работы и социального менеджмента; в рассогласовании форм социальной адаптации и позитивной социализации детей различных слоев населения, возможностей здоровья, семейного благополучия и пр.

Совершенствованию развития системы школьной социализации и воспитания способствует целенаправленное создание и управление ресурсами образовательной организации. Эффективным подходом в успешном управлении по достижению обозначенных целей является ресурсный подход, суть которого составляют идеи создания уникальных ресурсов и организационных компетенций, которые и определяют конкурентные преимущества организации.

Нормативно-правовые ресурсы управления развитием системы социализации и воспитания формируют социальный заказ системе образования на воспитание и социализацию обучающихся. В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 2) зафиксировано, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Управление образовательной организацией (ст. 26) осуществляется в соответствии с законодательством, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности; в условиях формирования коллегиальных органов управления. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних, действуют профессиональные союзы.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению .

Во ФГОСах, Указе Президента о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», в Программе духовно-нравственного развития личности, в Письме Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 № ИР-352/09 «О направлении программы. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитание и социализация определены как самостоятельное направление образовательной деятельности.

Научно-методические ресурсы формируются на основе новых смыслов образования как открытого и инновационного образования, на основе концепции модернизации системы образования, на междисциплинарной интеграции научных знаний из области теории управления, экономики образования, стратегического управления, инновационного менеджмента, креативного менеджмента, педагогического менеджмента, тайм-менеджмента.

Наиболее популярна в современном управлении образованием стратегия постепенного совершенствования. Как правило, она используется, когда организация не способна реализовать инновационную стратегию или стратегию обновления, тогда она стабилизируется, долго остается в избранной сфере. В основе стратегии постепенного совершенствования - стремление непрерывно наращивать успех, занимаясь при этом своим привычным делом. Однако социальная сфера настолько динамична, что стратегия постепенного совершенствования становится все менее и менее привлекательной, особенно для организаций, стремящихся занять положение лидера, выжить в условиях конкуренции. Стратегия оптимизации - это адаптация или модернизация существующих процессов к изменившимся условиям экономики и хозяйствования без коренной смены сущности этих процессов. Процесс оптимизации предполагает проектирование изменений, внедрение новшеств, реорганизацию системы управления и различных служб в организации, принятие инновационных решений.

Наименее разработан подход в управлении социализацией и воспитанием с позиций «менеджмента воспитательной работы» - это составная часть педагогического менеджмента; научно обоснованное, целенаправленное и профессионально организованное с учетом современных технологий управление воспитательной работой на основе определенных принципов: системности, комплексности, скоординированности, демократизации, научности, конкретности, направленности на достижение основной цели, продуктивности .

Специфику продукта и результатов воспитания и социализации определяет совокупность характеристик: невозможность установить авторство результатов воспитания; незавершенность воспитания, так как человек воспитывается и совершенствуется на протяжении всей жизни; отсроченный характер проявления результатов воспитания (воспитанное молодое поколение - это завтрашняя старость сегодняшнего трудоспособного поколения); заданная обществом гуманистическая направленность воспитания, требующая рассматривать его результаты в динамике.

Организационные ресурсы - это созданная эффективная структура (подразделения, коллегиальные органы государственно-общественного управления и сообщества) и инфраструктура образовательной организации. Инфраструктура школы, направленная на успешную социализацию и воспитание, - это организационно-педагогическое построение, совокупность подсистем и служб, создаваемых, чтобы выполнить цели образования, обеспечить школьную безопасность, выполнить требования к организации здорового питания детей, к организации медицинского обслуживания учащихся и т.д. В инфраструктуру могут входить подразделения и объединения, поддерживающие и сопровождающие различные виды деятельности, включая инновационное проектирование и исследовательскую деятельность. Организация деятельности образовательных комплексов, консорциумов, холдингов, технопарков, бизнес-инкубаторов, ресурсных центров и стажировочных площадок - актуальная сфера деятельности менеджера образования.

Технологические ресурсы составляют современные технологии опережающего управления развитием системы воспитания и социализации: технология проектного управления, социального партнерства, технология молодежной экспертизы управленческих решений, технология ресурсообразования, информационные и диалоговые технологии и др.

Так, технология социального партнерства используется в организации полисубъектного взаимодействия, общих действий учащихся и педагогов разных школ, в сотрудничестве с субъектами, заинтересованными в успешной социализации детей и молодежи: с семьями обучающихся, учеными вузов и НИИ, работниками детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений, общественными объединениями и организациями, органами исполнительной власти и др. .

Применение технологии социального проектирования обеспечивает активное включение педагогов и детей всех возрастов в общественную жизнь своего микрорайона, округа, города. Учащиеся более осознанно начинают ощущать себя гражданами, имеющими как определенные права, так и обязанности. Возможность познакомиться с реальным функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, различных общественных институтов является важным фактором социализации личности .

Внедрение технологии проектного управления требует от всех педагогов гибкости, способности к постоянным изменениям, компетентности в инновационной деятельности, инновационного мышления и инновационного поведения. В алгоритме проектного управления, как правило, обновляется должностной функционал или возникают новые должности, например, менеджер проекта.

Технология ресурсообразования, разработанная и апробированная нами в процессе опытно-экспериментальной работы, позволяет решать многие задачи обновления системы воспитания и социализации и имеет следующий алгоритм: мониторинг потенциала субъектов; образование новых смыслов (воспитания, социализации); моделирование изменений и выбор оптимальной модели развития; создание программы или инновационного проекта; опережающее создание условий для реализации программы или проекта; формирование профессиональных и организационных компетенций субъектов деятельности; закрепление ресурса как реального актива (в традиции, принципе, воспитательной системе, компетенции руководителя и т.д.).

Информационно-коммуникативные ресурсы (школьное телевидение, компьютерные коммуникации) усиливают открытость воспитательного пространства, переводят на современный уровень взаимодействие с социальным окружением школы. Развивая систему школьной социализации, следует придавать особое значение влиянию как институциональных, так и стихийных факторов социализации. Креативная образовательная среда выступает в качестве отдельного, «самостоятельного» фактора, обусловливающего успешность социализации. В креативной среде развиваются творческие способности обучающихся, их таланты и одаренность, складывается инновационная позиция педагога, разрабатываются инновационные педагогические проекты. У классных руководителей есть потребность в совершенствовании своих качеств, форм и методов воспитательной работы, повышении эффективности своих действий, связанных с воспитанием учащихся, ростом их сплоченности, организованности, улучшением микроклимата и т.п.

Капитальные ресурсы - совокупность средств обеспечения деятельности образовательной организации в соответствии с миссией и образовательными программами. Базой реализации программ социализации и воспитания являются методические кабинеты; творческие мастерские; библиотека (с читальным залом); спортивный зал; помещение для организации деятельности вожатого и органов для ученического самоуправления; различные музыкальные классы, танцевальные и театральные студии; лекционный зал; кабинеты психологической разгрузки, логопеда, скрининг-диагностики; игротека; актовый зал; кабинеты для административного и медицинского персонала; столовая (с производственной зоной и буфетом); а также специально отведенная вокруг школы территория со спортивной площадкой для учащихся и игровая площадка для маленьких детей. Все вышеперечисленное, относящееся к капитальным ресурсам, должно всемерно способствовать осуществлению программ воспитания и социализации обучающихся.

За рамками статьи остаются пока вопросы изучения современных мотивационных ресурсов в процессе управления процессами воспитания и социализации, маркетинга образовательных услуг по воспитанию и социализации, распределения и формирования финансовых ресурсов, создания инновационных ресурсов в исследуемой образовательной области.

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Рецензенты :

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник лаборатории изучения проблем социализации детей и молодежи, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Сергеева В.П., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Работа поступила в редакцию 26.03.2014.

Библиографическая ссылка

Клочкова Л.И. РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-5. – С. 1088-1091;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34051 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Очевидно, что совершенствование учебного процесса, повышение эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях образования находятся в прямой зависимости от уровня развития их материально-технической базы, ее соответствия требованиям современной рыночной экономики.

Материально-техническая база в сфере образования совокупность материальных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения и системы образования в целом. К ней относятся все закрепленные за образовательными учреждениями материально-вещественные средства, предназначенные для учебной деятельности, для обеспечения условий труда и быта учащихся и преподавателей (рис. 4).

Рис. 4. Структура материально-технической базы

Все материальные ресурсы учреждения имеют натуральную и стоимостную формы выражения, а в зависимости от особенностей функционирования их подразделяют на две группы: основные и оборотные.

Основные фонды занимают главное место в структуре материально-технической базы и долговременно обслуживают учебно-воспитательный и учебно-производственный процессы, перенося свою стоимость по частям, по мере износа, на производимый продукт. В их число входят здания, где непосредственно идет учебный процесс, здания вспомогательных служб, производственного назначения; учебное и производственное оборудование, транспортные средства, библиотечный фонд и т.д.

Правовое регулирование закрепления за образовательным учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, и стоимость за единицу на дату приобретения выше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.

Учет основных фондов производится в натуральной и денежной формах.

Учет с помощью натуральных показателей осуществляется отдельно для каждой группы основных фондов. Учет в денежной форме проводится для определения общей величины основных фондов, их динамики, структуры, расчета износа, экономической эффективности капитальных вложений.

Единица учета основных средств – инвентарный объект, которым является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих различные сроки использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Основные средства в образовательных учреждениях отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей фактические расходы на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стоимость. По объектам, построенным или приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, налог на добавленную стоимость подлежит зачету или возмещению на общих основаниях.

Книги, учебники и другие издания, включенные в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стоимость их первоначального переплета. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и вторичный переплет, на увеличение стоимости книг не относятся и списываются на соответствующие статьи расходов по смете доходов и расходов учреждения.

Основные средства, участвующие в процессе любого производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания.

Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Вместе с тем основные фонды претерпевают и моральный износ (обесценивание) – средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ происходит в двух формах:

1) обесцениваются машины такой же конструкции вследствие удешевления их производства в современных условиях;

2) старые, физически годные к работе машины и оборудование обесцениваются вследствие появления новых, технически более совершенных и производительных машин.

Наиболее ярко моральный износ проявляется в случае с компьютерной техникой. Закупленные в середине 90-х гг. ХХ в. компьютеры (с 386-м процессором) уже безнадежно устарели.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости средств производства на производимый продукт. В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений увеличивает величину издержек производства и снижает конкурентоспособность продукции, уменьшает объем получаемой прибыли. Однако заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов, ведет к их старению и снижению конкурентоспособности, потере позиций на рынке.

В коммерческих организациях стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.После того как начисленный износ достигнет уровня первоначальной (восстановительной) стоимости, дальнейшее начисление износа прекращается. Однако это не дает права бюджетному учреждению списывать данный объект основных средств, так как имущество списывается только в том случае, если его дальнейшая эксплуатация невозможна по физическому состоянию.

В бюджетных учреждениях крайне редко списывают основные средства даже по причине их морального износа.

Износ основных средств начисляется в соответствии с Годовыми нормами износа но основным фондам учреждений и организаций, состоящими на государственном бюджете и указаниями о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете.

Нормы износа (амортизации) должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов. При их расчете важно правильно определить экономически целесообразный срок службы основных фондов с учетом следующих факторов:

P долговечность основных фондов;

P моральный износ;

P перспективные планы технического перевооружения;

P баланс оборудования;

P возможности модернизации и капитального ремонта.

Существуют два вида физического износа:

P устранимый физический износ, когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта;

P неустранимый, когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту. Для определения неустранимого физического износа элементы здания подразделяются на долговременные и быстро изнашиваемые. Для каждого вида элементов есть методики расчета физического износа.

Моральный износ также называют функциональным – объект перестает соответствовать современным стандартам, с точки зрения его функциональной полезности. Для зданий это проявляется в устаревшей архитектуре, удобствах планировки, объемах, инженерном обеспечении (лифты, кондиционирование воздуха) и т.п. Для компьютерной техники он проявляется в невозможности использовать современное программное обеспечение.

Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым (критерии те же, что и для физического износа).

Внешний (или экономический) износ это снижение стоимости здания вследствие негативного изменения его внешней среды, обусловленное экономическими, политическими либо другими внешними факторами. Причинами внешнего износа могут быть: общий упадок территории, на которой находится объект; действия правительства, региональной или местной администрации в области налогообложения, страхования; а также изменение на рынке занятости, отдыха, образования.

Важным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является близость объекта к малопривлекательным природным или искусственным объектам: болотам, очистным сооружениям, ресторанам, бензоколонкам, железнодорожным станциям.

Оценивается внешний износ чаще всего из анализа парных продаж на рынке недвижимости объектов, близких по характеристикам, но находящихся в разном внешнем окружении. Внешний износ, как правило, неустраним.

В условиях инфляции возникает необходимость периодической переоценки основных фондов и определения их восстановительной стоимости, соответствующей реальным экономическим обстоятельствам. Индексы пересчета различаются по видам основных фондов, а также в зависимости от сроков создания, строительства или приобретения основных фондов.

Оборотные фонды,которые иногда также называют бухгалтерским термином малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, ние оборотных фондов к МБП не совсем правильно, так как помимо собственно малоценных и быстроизнашивающихся предметов к оборотным фондам относятся материальные запасы. К материальным запасам относятся материалы для учебных целей, продукты питания, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, медикаменты и перевязочные средства, корма и фураж, тара и прочие материалы.составляет та часть материальной базы, которая полностью потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно перенося свою стоимость на продукт труда. На самом деле такое сведе

В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитываются предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы стоимостью приобретения не более 50 МРОТ за единицу.

Все имущественные ценности в обязательном порядке должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом директора, которые следят за сохранностью вверенных ценностей и ведут учет всех изменений. Смена лиц, ответственных за хранение имущественно-материальных ценностей, должна сопровождаться инвентаризацией и составлением приемо-сдаточных актов, утверждаемых директором.

Здания и сооружения, классная и канцелярская мебель, хозяйственный инвентарь и оборудование, топливо, хозяйственные и строительные материалы и другие аналогичные по назначению ценности находятся, как правило, на ответственном хранении заведующего хозяйством школы или помощника директора по хозяйственной части.

Учебное оборудование, приборы, модели, муляжи, диапозитивы, кинофильмы, лабораторная посуда и принадлежности, печатные пособия, инструменты и приспособления, реактивы и материалы для учебных целей находятся на ответственном хранении у лиц, на которых возложено заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, мастеров, лаборантов, библиотекарей.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в образовательном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных за ветхостью, не должны присваиваться другим, вновь поступающим объектам основных средств.

Существуют различные методы оценки имущества предприятий. Для бюджетных образовательных учреждений, как правило, используется лишь метод балансовой оценки, то есть совокупная стоимость материальных ресурсов, отраженная в бухгалтерском балансе.

Имущественный подход к оценке стоимости образовательного учреждения позволяет точнее определить действительную стоимость образовательного учреждения и включает в себя:

P метод скорректированной балансовой стоимости активов (индексный метод);

P метод активов;

P метод замещения (определение стоимости нового, сопоставимого по функциям предприятия);

P метод восстановительной стоимости (строительство полного аналога);

P метод ликвидационной стоимости.

Все эти методы занимаются оценкой активов образовательного учреждения и его имущественного комплекса и применяются при определении ликвидационной стоимости образовательного учреждения, а также при определении необходимых затрат на строительство и ввод в действие новых учреждений.

Для расчета текущей стоимости активов используются данные баланса предприятия на дату оценки. При этом выделяют следующие основные этапы:

P проверка (инвентаризация на дату оценки) и корректировка счетов баланса проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов РФ 13 июня 1995 г.;

P определение стоимости земельного участка (используются два варианта оценки: определение нормативной стоимости (земельный налог, умноженный на 200) и определение рыночной стоимости);

P определение остаточной восстановительной стоимости основных фондов;

P определение текущей стоимости остальных активов.

Для оценки рыночной стоимости земельного участка при текущем использовании необходима следующая информация:

– титул собственности и регистрационные данные по земельному участку;

– физические характеристики участка;

– данные о взаимосвязи участка с окружением;

Используются следующие основные способы определения полной восстановительной стоимости объектов недвижимости.

1. Способ сравнительной единицы. Текущая стоимость, выбранная для расчета единицы измерения оцениваемого объекта недвижимости, умножается на количество единиц, содержащихся в оцениваемом объекте. Единицами могут быть: куб. м, кв. м, одно посадочное место и т.д. Существуют соответствующие таблицы удельных показателей стоимости по различным типам зданий и сооружений, по которым и можно произвести оценку.

2. Поэлементный способ расчета стоимости объекта недвижимости (метод разбивки на компоненты) заключается в определении удельной стоимости единицы измерения объекта, исходя из поэлементных затрат: на материалы, рабочую силу, производство земляных, монтажных и прочих работ.

3. Сметный способ расчета стоимости объекта недвижимости заключается в составлении объектных и сводных смет строительства данного объекта, как если бы он строился вновь по текущим ценам.

4. Индексный способ оценки объектов недвижимости заключается в определении восстанови­тельной стоимости оцениваемого объекта путем умножения его балансовой стоимости на соответствующий индекс, согласно Положениям о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций. Индексы для переоценки основных фондов периодически утверждаются Правительством РФ.

Оценка оборудования машин и механизмов проводится как оценка остаточной восстанови­тельной стоимости, исходя из полной восстановительной стоимости за вычетом износа.

Полная восстановительная стоимость определяется одним из следующих способов:

P по первоначальной балансовой стоимости с учетом индексов переоценки;

P по стоимости замещения (по стоимости аналогов);

P по биржевым ценам (плюс транспортные расходы).

Износ оборудования лучше рассчитывать по всем трем видам износа: физическому, моральному и экономическому.

Нематериальные активы это научно-техническая продукция, лицензии, «ноу-хау», патенты, высококвалифицированный персонал, клиентура, торговая марка, компьютерные программы и т.п. Для их оценки применяются:

P затратный подход (стоимость определяется по цене приобретения и постановки на баланс с учетом индексов переоценки);

P доходный подход (рассчитывается и дисконтируется чистый доход, который может дать нематериальный актив на соответствующем рынке);

P рыночный подход (стоимость определяется по цене сопоставимых активов, проданных на рынке);

P метод сравнения – анализ продаж.

Оценка объектов незавершенного строительства осуществляется по фактическим издержкам с учетом индекса изменения цен на строительно-монтажные работы на дату оценки.

Производственные запасы оцениваются по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование.

Оценка дебиторской задолженности начинается с составления списка дебиторов, анализа сроков возврата и возможностей возврата долга. Далее делаются необходимые напоминания, и подаются соответствующие иски, либо долги списываются как безнадежные.

Непосредственно дебиторская задолженность оценивается отношением будущих выплат по долгам к их текущей стоимости, т.е. путем дисконтирования затрат. Дисконтирование затрат – приведение будущих затрат к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и срока, периода дисконтирования.

Инвестиции могут включать ценные бумаги, вложенные в уставные капиталы других предприятий, в недвижимость. Инвестиции оцениваются, исходя из рыночной стоимости на дату оценки.

Денежные средства на валютном счете оцениваются по курсу валют на дату оценки.

В результате описанных выше операций можно получить оценку действительной стоимости образовательного учреждения.

В завершение раздела подчеркиваем, что материально-техническая база является той основой системы образования, без совершенствования которой невозможно обеспечить ее переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям современной экономики и задаче подъема промышленности.

31. Основными направлениями развития являются: сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов; переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов; разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей учебно-лабораторного, научного и производственного оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования; строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования; оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения; оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования; разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.

32 . В соответствии со статьей 21 “Закона об образовании” подготовка профес­сорско-преподавательских кадров осуществляется через систему послевузов­ского образования в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре при образовательных и научных учреждениях. Видное место занимают многие НИИ Российской академии образования (РАО) и Российской академии наук (РАН).

Цели, структура и формы получения послевузовского образования

Послевузовское образование призвано обеспечить максимальную реализацию способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности и ставит своей целью подготовку научных кадров высшей квалификации, получение новых знаний о природе, человеке, обществе, а также разработку новых технологических идей и основ технологий.

Структура послевузовского образования включает следующие ступени:

подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук (аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка);

подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени доктора наук (докторантура).

Получение послевузовского образования осуществляется в очной и заочной формах, а также в форме соискательства.

Учреждения, обеспечивающие получение послевузовского образования

К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся высшие учебные заведения (независимо от форм собственности), научные и другие организации, которые в установленном Правительством Республики Беларусь порядке получили право заниматься послевузовским образованием.

Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена подготовленными кадрами специалистов.

Отрасль образования- единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех остальных отраслей экономики, а также для самой себя. Подготовку преподавателей и воспитателей, пополняющих отряд педагогов всех ступеней образовательных учреждений, осуществляют научно-педагогические работники высших учебных заведений.

Как же организуется процесс подготовки дипломированных молодых вузовских преподавателей? Нередко выпускников вузов, проявивших за время учебы склонность к научной работе по той или иной специальности, кафедры рекомендуют для продолжения образования в аспирантуре. Кроме того, в аспирантуру может поступить на конкурсной основе по профилю полученного вузовского образования каждый, кто проработал два года после окончания вуза. За время учебы в аспирантуре надо сдать экзамены так называемого “кандидатского минимума”, подготовить и защитить кандидатскую диссертацию.

Докторантами становятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Эта диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой на основе выполненных автором исследований, разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления,

Расширение рыночных отношений в экономике влияет на процесс воспроизводства кадров в сфере образования. Усиливается роль экономических методов воздействия, возникают элементы рыночной структуры хозяйства, включая формирование рынка рабочей силы, составной частью которого становится профессиональный рынок труда работников образования. Однако в просвещении, как ранее отмечалось, рыночные отношения видоизменены бюджетным характером финансирования и некоммерческим положением большинства учреждений образования. Рыночное регулирование не охватывает полностью процесс подготовки специалистов и обеспечение ими отрасли образования, но оказывает на него активное влияние. Здесь оно реализуется через следующие экономические рычаги: стоимость рабочей силы, заработная плата педагогических работников, плата за обучение, спрос и предложение, рыночные цены на образовательные и научные услуги.

Для подъема научно-педагогического потенциала страны надлежит обеспечивать дальнейшее развитие аспирантуры и докторантуры, что позволит расширить воспроизводство высококвалифицированных кадров по ведущим направлениям научно-технического прогресса.

Важной особенностью современного процесса воспроизводства кадров для отрасли образования является подготовка специалистов широкого профиля, которая связана с системой непрерывного образования. С ее становлением на смену ранее преобладавшему механистическому способу передачи увеличивающегося объема знаний приходит метод их постоянного обновления в течение всего периода профессиональной деятельности специалистов.

Подготовка преподавателей и других специалистов широкого профиля предполагает их стремление и способность самостоятельно черпать информацию из разнообразных источников, самообразование, широту кругозора, дар и умение не замыкаться на проблемах своей специальности. Чтобы успешно приспосабливаться к резко и быстро меняющейся ситуации в системе образования и рынка услуг, нужно не только обладать теоретическим багажом и видением перспективы, но и ориентироваться в экономике, социологии, психологии и праве.

Большое значение в связи с этим имеет введение многоуровневой системы подготовки специалистов. Такая система основана на различных по сложности и уровню получаемой квалификации программах. Она стимулирует академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг и труда, способствует социальной защищенности наших граждан.

Часть вузов России перешла на двухступенчатую систему обучения: 2 и 4 года. После завершения первой ступени, дающей широкую общеобразовательную подготовку, студент получает степень бакалавра. Те же, кто хочет продолжить образование и проявит способности, могут получить на второй ступени более углубленные специальные знания и степень магистра. Наряду с этим многие вузы и их факультеты сохранили полномасштабное обучение студентов в традиционной устоявшейся у нас форме.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Понятие ресурсного обеспечения образовательного процесса» «Анализ состояния учебно-методического ресурса образовательного учреждения с точки зрения формирования методологической компетенции у обучающихся, воспитанников»

Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) Если ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, это говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования. К ресурсам любого образовательного заведения можно отнести: материально-техническую базу, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение.

Компоненты образовательного процесса Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса Решение Ответственные Требования ФГОС В наличие в образовательном учреждении Информационно-методическое обеспечение Деятельность воспитателя Обеспечение деятельности воспитателей информационными ресурсами (рабочие программы, образовательная программа, методические пособия, УМК) Наличие образовательной программы Наличие рабочих программ Наличие плана воспитательной работы Наличие УМК Наличие современного нормативно-программного и учебно-методического сопровождения содержательной части новых стандартов (список нормативных документов и методических пособий) Находится в стадии разработки Находятся в стадии разработки Имеется Имеется не в полном объёме Имеется не в полном объёме Разработать образовательную программу, учитывающую специфику общеобразовательного учреждения Разработать рабочие программы (по направлениям: оздоровительное, трудовое, нравственно-этическое, досуговая деятельность). Пополнить УМК абаками, счетными палочками Сформировать пакет нормативно-программного и учебно-методического сопровождения содержательной части новых стандартов Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. , Ильницкая В.А. Андреева А.М. , Моторина Ю.П. Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В, Андреева А.М. , Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В, Андреева А.М. , Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А.

Обеспечение деятельности воспитателя по передаче обучающей информации: - аудиовизуальными: средствами; - печатными наглядными пособиями; - демонстрационными пособиями Имеется Имеются не в полном объёме Имеются не в полном объёме Приобрести печатные наглядные пособия Приобрести демонстрационные пособия. Андреева А.М. , Моторина Ю.П. Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Учебно-материальное обеспечение Печатные пособия Экранно-звуковые пособия Наборы сюжетных картинок. Репродукции картин и художественные фотографии. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию занятия. Имеются не в полном объёме Имеются не в полном объёме Приобрести пособия (по возможности) Приобрести пособия (по возможности) Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А.

Вывод: Если улучшить состояние учебно-методического ресурса, то у обучающихся, воспитанников будут сформированы: осознанное принятие ценностей здорового образа жизни; регуляция своего поведения в соответствии общепринятыми нормами; желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, направлений воспитательных занятий применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО...

Для осуществления различных видов деятельности используют разнообразные ресурсы. Но эти ресурсы, то есть различные средства, ценности, запасы, возможности, имеющиеся в наличии, ограниченны.

Человек вообще живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограниченно время, которое он может уделить тому или иному занятию, а также средства, которые можно использовать для достижения той или иной цели. И не только отдельный человек, все общество, даже если его рассматривать в планетарном масштабе, ограниченно в своем стремлении к благополучию. За века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений. Но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, весьма жестким условием, накладываемым на рост общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Как правило, прежде всего, удовлетворяются первоочередные потребности - в продуктах питания, жилье, сохранении здоровья, семейного и общественного благополучия, однако для этого необходимо заботиться о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов между различными целями, экономить ресурсы, улучшить их использование.

Для обеспечения производственных процессов требуются различные ресурсы (потенциалы): материально-технические, трудовые, природные, финансовые и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

    Духовный потенциал общества (государства), который включает уровень общей культуры, созидательные качества народов (трудолюбие, стойкость, соблюдение прогрессивных традиций и обычаев, взаимное уважение народов, расовую и религиозную терпимость, законопослушание и т.д.). Этот потенциал определяется физическим и психическим здоровьем народов.

    Интеллектуальный потенциал государства, который является частью духовного потенциала и определяется уровнем общеобразовательной культурынаселения, профессиональной подготовки кадров, прогрессивными историческими традициями народа, сложившимися направлениями хозяйственной деятельности, межгосударственными отношениями и т.д. Важным элементом интеллектуального потенциала является система образования и повышения квалификации кадров.

    Составной частью духовного потенциала является научно-технический потенциал, который характеризуется не только уровнем развития науки и техники, но и профессионально-квалификационным составом научных работников, инженеров, рабочих и т.д.

    Информационный потенциал, который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно-полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала.

    Экологический потенциал- потенциал, характеризующий степень сохранения природных (экологических) систем, чистоту водной среды, воздушного бассейна, почвенных покровов. В среде с экологически - пониженным потенциалом невозможно эффективное создание и развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, водой, воздухом и, как следствие этого, сохранение высокого уровня здоровья населения и поддержание его активного долголетия.

В настоящее время ресурсное обеспечение связывают имеющимися у общества потенциалами. В связи с развернувшейся научно-технической революцией исключительно важным является научно-технический потенциал, а также технологический потенциал, представляющий собой систему технологий, используемых или планируемых к использованию обществом. Не удивительно, что страны, которые обладают высоким научно-техническим и технологическим потенциалом, подчас добиваются, куда больших успехов, чем страны, имеющие большие сырьевые ресурсы. Развитые страны, повышая свой научно-технический потенциал, стремятся «переманить» к себе крупных ученых, что уже стало серьезной международной проблемой.

Следствием ограниченности ресурсов являются конкуренция за их применение. Она представляет собой соперничество между альтернативными (различными) целями использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд. Например, нефть служить сырьем для получения топлива, производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и много другого. Кроме того, валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности и т.д. (Экспорт – продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу.) И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного объема добываемой сырой нефти.

Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи входят в предмет науки экономики.

Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному – технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления должности, которые ориентированы и на «внеобразовательное» пространство (раньше – материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т.п., теперь – поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отстаивание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы.

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией.

Ресурсы образовательной системы – это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить:

    явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

    неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение), (рис. 1). В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

1. Характер учебного заведения;

2. Стадия его жизненного цикла;

    Потенциальные возможности для адаптации;

    Явные ресурсы и рыночные активы .

Рис.1. Ресурсы образовательного учреждения.

Экономическая теория не дает однозначного и четкого определения качества продукта или услуги. Мы рассматриваем качество продукции как - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность, удовлетворение потребности в соответствии с ее назначением. Следовательно, говорить о качестве нужно не вообще, а строго применительно к этому назначению. В соответствии с требованием пригодности, исходя из назначения продукции, из намеченной цели, устанавливается качество. Стоит, изменить цель, применительно которой определяется качество, и оценка резко меняется. .

Измерение качества требует особого подхода. Оно производится с различной степенью подробности, по различным шкалам. Наименее подробное измерение дает шкала наименований . Ее еще называют шкалой классификации. Для этого, чтобы оценить качество с помощью этой шкалы, достаточно разделить оцениваемые предметы по каким-нибудь признакам. Шкала наименований явно недостаточна для полной и всесторонней оценки качества. Поэтому, для упорядочивания объектов по каким-либо признакам, применяется более подробная шкала, так называемая шкала порядка. Эта шкала не обладает способностью давать подробную характеристику качества. Она лишь показывает очередность, порядок данной характеристики в ряду других. Числа шкалы порядка , в отличие от шкалы наименований, помогают оценивать качество, например, успеваемость учащихся. Шкала порядка, мера качества - весьма приближенная. Она применяется тогда, когда не хватает данныхустановления точного численного значения каждого показателя качества (школьные оценки).

В тех случаях, когда появляется возможность приписывать определенное число каждому значению качества, применяют наиболее полную шкалу- шкалу интервалов , на которой устанавливают равные интервалы между числами и между соответствующими им свойствами объектов.

Комплекс общей оценки качества . В оценке учитывается различные, порой противоречивые признаки. Разработаны методы для получения комплексной оценки качества. Один методов основан на том, что качество оценивается по основному показателю данного товара, а именно тому, который связан с его главным назначением, с целью, для которой изделия существует. В тех случаях, когда качество изделия определяется не одним, а несколькими главными показателями, прибегают к средней оценке, получаемой из всех показателей. Причем отдельным показателям приписываются так называемые весовые коэффициенты , позволяющие учесть степень важности каждого показателя. Данный способ получения обобщенного показателя качества дает возможность влиять на процесс разработки. Качество должно формироваться таким образом, чтобы обобщенный показатель был наибольшим из всех возможных.

В тех случаях, когда качество определяется не одним, а несколькими показателями, прибегают к средней оценке , получаемой из всех этих показателей.

Наряду с обобщенными показателями пользуются также относительный показатель.

Экспериментальный метод определяет . Наиболее употребительные методы экспертной оценки - ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка.

Ранжирование производится с помощью шкалы порядка - измеряемые объекты выстраивают в порядке по интересующему наспризнаку.

Парное сравнение – здесь используется шкала порядка, однако предпочтение устанавливается между всеми объектами попарно - каждого с каждым. Наибольшее распространение имеет все же непосредственная оценка . Она оценивается приблизительно. Эта оценка наиболее высокого класса, чем ранжирование и парное сравнение Она выполняется с помощью шкалы интервалов в абсолютных цифрах либо в процентах.

Раньше о достоинствах или недостатках того или иного продукта судили лишь по уровню спроса: высокий уровень - значит, все в порядке, низкий уровень - следовательно, плохо надо, что-то делать. В современных условиях, если предприниматель не выявил недостатки своего товара, еще до того как их заметил клиент, его опережают конкуренты, и предприятию грозит полный крах. Производство развивается настолько интенсивно, что продукт (результаты производства) устаревает ещё на стадии разработки.

Резюме

Эффективность деятельности образовательного учреждения

Формирование и использование учебно-материальной базы образовательного учреждения. Основные фонды и оборотные средства образовательного учреждения

Ресурсы образовательного учреждения и их использование

Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы. Термин «ресурс» имеет в своей основе французское resource – «вспомогательное средство», и понимается как «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)».

В экономической теории под ресурсами понимается все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Другими словами, это природные, человеческие и произведенные человеком блага, используемые для производства товаров и услуг; то есть экономический ресурс – это то же благо, но используемое для производства других благ. Ресурс отличается от товара или услуги тем, что становится источником его возникновения с учетом фактора времени.

Ресурсы можно классифицировать в зависимости от их роли, материального представления и особенностей воздействия на процесс функционирования образовательного учреждения. К ним относятся природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

В общем виде каждый из этих ресурсов может быть представлен следующим образом. Природные ресурсы – это ресурсы, которые человек привлекает в хозяйственный оборот для получения благ посредством воды, земли, полезных ископаемых, растительного и животного мира, а также используя климатическое и географическое положение. Материальные ресурсы, или предметы труда, – это средства, с помощью которых выполняются работы и оказываются услуги, то есть производственные возможности, созданные человеком, в форме зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов и др. Трудовые ресурсы можно определить как совокупность возможностей и навыков человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг, другими словами, это экономически активное население, способное принимать участие в хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы – это средства привлечения материально-вещественных и трудовых ресурсов, а также накопления и инвестирования. Иначе говоря, это денежные средства, которые общество готово выделить на организацию воспроизводственных процессов. Информационные ресурсы выступают в виде научной, технологической, проектной или управленческой документации, необходимой для создания товаров и оказания услуг.



Из экономической теории известно, что средства, необходимые для осуществления экономической деятельности и находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта, который в этой сфере деятельности представлен образовательным учреждением, так и общества в целом, ограничены. Это следует понимать не как ограниченность в физическом смысле, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно.

Образовательному учреждению для организации своей деятельности необходимы, в первую очередь, трудовые ресурсы. В составе работников образовательных учреждений можно выделить следующие основные группы: научно-педагогический персонал, административно-управленческий персонал, а также учебно-воспитательный и обслуживающий персонал. Определяющая роль в данной сфере принадлежит профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, так как он, представляя собой профессиональный, постоянно развивающийся интеллектуальный потенциал, является главным фактором образовательного процесса. Так, на начало 2005-2006 учебного года численность профессорско-преподавательского персонала в вузах составляла 322,1 тыс. человек, среди них ученую степень доктора наук имели 37,3 тыс. человек, кандидата наук – 155,3 тыс. человек; ученое звание профессора имели 33,3 тыс. человек, доцента – 102,2 тыс. человек. На начало этого же периода среди штатных преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, составляющих 140,4 тыс. человек, ученую степень доктора наук имели 100 преподавателей, кандидата наук – 2465 человек; ученое звание профессора имел 131 преподаватель, доцента – 513 человек. Численность преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений за 1980-2006 годы представлена в приложении 1. Численность преподавателей в этих учреждениях в последнее время практически не изменяется, если в 2006 году она составляла 136,4 тыс. человек, то в 2007 – 137,2 тыс.

В настоящее время серьезной проблемой является кадровое обеспечение образовательных учреждений. Наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, слабой социальной защиты работников образовательных учреждений. Помимо этого ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и в отдаленных районах страны.

В Федеральной программе развития образования в связи с этим предлагается формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и рынка труда, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических кадров. Кроме этого обращается внимание на разработку комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования.

Ресурсами образовательного учреждения также являются материальные средства, к которым в каждом образовательном учреждении могут быть отнесены:

1) здания, включающие крыши, фасады, учебные помещения, вспомогательные помещения (лестницы, проходы, чердаки), туалеты, тепловые сети, электрические сети, телефонные сети;

2) учебное оборудование, представленное следующими элементами: учебная мебель (столы, стулья, доски), учебная техника, лабораторное оборудование, приборы, учебные машины и стенды, компьютеры, компьютерное сетевое оборудование;

3) библиотека, включающая читальные залы, книжные хранилища, компьютеры, учебную мебель, книги, периодические издания;

4) территория, к которой относятся дороги, стоянка автомашин, парковая зона, тепловые сети, электроосвещение, водные сети, коммунальные сети, ограда;

5) издательство, имеющее помещение, оборудование по изданию учебных материалов и печати бланочной продукции;

6) общежития, включающие здания, помещения, мебель, тепловые сети, электрические сети;

7) охрана, представленная системой контроля и сигнализации, техническими обеспечивающими устройствами;

8) социальная структура: столовая, буфет, кафе, актовый зал, спортивный зал, стадион, база отдыха;

9) обеспечивающая хозяйственная структура: транспортная служба, мастерские, узлы теплоснабжения, котельные, подстанции и распределительные электроустройства.

Их совокупность представляет собой материально-техническую, или учебно-материальную, базу образовательного учреждения, для поддержания и развития которой необходимы финансовые средства. Недостаток финансовых средств отрицательно сказывается на ее состоянии, что проявляется в несвоевременности проведения капитального ремонта зданий и текущего ремонта помещений, в недостаточной оснащенности учебного процесса, в сложности осуществления капитального строительства.

К ресурсам образовательного учреждения относят финансовые средства, особенность которых для государственных и муниципальных образовательных учреждений заключается в том, что они предоставляются этим учреждениям из бюджетов разного уровня, средства которых ограничены. В последние годы средства, выделяемые на образование из федерального бюджета, составляли 4-5% расходов этого бюджета. Недостаток бюджетного финансирования ведет к поиску иных источников финансирования, в частности к организации предпринимательской деятельности образовательных учреждений, результатом которой является получение внебюджетных средств.

Поэтому формирование финансовых средств государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет двух основных источников, во-первых, бюджетов различных уровней и, во-вторых, внебюджетных средств.

Каждое образовательное учреждение, имея статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности, может самостоятельно ее осуществлять, используя финансовые средства по своему усмотрению.

Большую роль в настоящее время начинают играть информационные ресурсы, что проявляется в развитии информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время это проявляется в разработке периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, которые выставляются в Интернете. Поэтому у преподавателей есть возможность пользоваться на своих занятиях самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются преподавателями при подготовке к занятиям и на самих занятиях для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, отработки общих учебных навыков. В последние годы наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей. Создается коллекция электронных образовательных ресурсов, которая в настоящее время насчитывает более 50 тысяч экземпляров.

Все виды ресурсов образовательного учреждения взаимодействуют между собой, меняясь во времени, поэтому для осуществления образовательной деятельности необходимо постоянное совершенствование каждого элемента этих средств. Для трудовых ресурсов образовательного учреждения это означает определение необходимого количества работников и уровня их квалификации, а также обучение и повышение квалификации персонала. Совершенствование материальных ресурсов, необходимых для образовательного процесса, выражается в своевременном обновлении необходимого оборудования, проведении текущего и капитального ремонта зданий и помещений. Для финансовых ресурсов это проявляется в формировании объема средств, достаточных для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Поэтому образовательное учреждение для осуществления своей деятельности должно использовать весь комплекс ресурсов, учитывая при этом, что значение каждого из них может меняться в зависимости от складывающейся ситуации. Например, недостаток того или иного ресурса автоматически увеличивает его значимость на текущий момент до решения возникшей проблемы.

Для обеспечения стабильного развития образовательных учреждений необходимо увеличение объемов финансирования. Это возможно не только за счет региональных и местных бюджетов, но и за счет привлечения внебюджетных средств – путем оказания платных образовательных услуг, производственной и консалтинговой деятельности образовательного учреждения.

Другим направлением улучшения ресурсного обеспечения образования является повышение эффективности использования финансовых средств за счет внедрения новых образовательных технологий, совместного использования ресурсов, в том числе информационных, несколькими учебными заведениями, например в составе учебно-научно-производственного комплекса.

Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу. В специальной литературе ее называют учебно-материальной базой, делая акцент на выполняемых ею функциях, на ее предназначении.

Материально-техническая база представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения, которое обязано обеспечить содержание закрепленных или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, оборудования и имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Таким образом, к материально-технической базе относятся все закрепленные за образовательным учреждением материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта студентов и преподавателей.

По экономическому содержанию в материально-вещественных средствах образования выделяются две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними проводится не по натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на производимый продукт или оказываемую услугу.

К оборотным средствам относится та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. Здесь выделяются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. Но при этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

Преобладающую часть всех фондов составляют основные фонды, состав которых разнообразен. В зависимости от натурально-вещественной формы и их роли в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов: 1) здания учреждений, мастерских, лабораторий, где непосредственно осуществляется учебная и научно-производственная деятельность; 2) здания различного рода вспомогательных служб, например, общежитий, столовых, складов для хранения учебного и научного оборудования, хозяйственного инвентаря и т.д.; 3) учебное и научное оборудование, включая компьютеры, машины, станки в мастерских, лабораториях; 4) транспортные средства; 5) библиотечный фонд; 6) другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.

Составные части основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Часть фондов, создающая материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, называется пассивной, а та часть фондов, которая непосредственно связана с учебным процессом и научной работой преподавателей и обучающихся, играет активную роль.

Специфика образования заключается в том, что здесь в отличие от других отраслей значительную долю составляет пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды. В настоящее время в связи с развитием технического прогресса закономерно увеличивается доля активной части основных фондов, что связано с внедрением в учебный процесс и научную деятельность современных технологий, а также с необходимостью увеличения библиотечного фонда.

Структура основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей эффективной работы образовательных учреждений.

Основные фонды, выступая в товарной форме, выражаются в натуральных и стоимостных показателях. К натуральным показателям относится число зданий и количество в них мест для обучения, наличие мест в лабораториях и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для образовательного процесса при нормальных условиях и т.д. Натуральные показатели берутся за основу составления плана материально-технического обеспечения образовательных учреждений.

С помощью стоимостных показателей определяется объем капитальных вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов и динамика их изменения. Для восстановления основных фондов образовательных учреждений необходим амортизационный фонд

Согласно Закону РФ «Об образовании» развитие материально-технической базы государственного и муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним, то есть бюджетных, и собственных средств.

Одним из основных направлений укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений является пополнение основных фондов путем капитального строительства, то есть введения новых и реконструкции действующих зданий и сооружений. Средства, выделяемые на капитальное строительство, называются капитальными вложениями.

Капитальные вложения в образовательные учреждения бывают централизованные и нецентрализованные. К централизованным относятся средства, поступившие из государственного бюджета. Финансирование нецентрализованных капитальных вложений осуществляется за счет внебюджетных средств образовательного учреждения.

Важным направлением развития материально-технической базы является приобретение и установка станочного и лабораторного оборудования, современной научной аппаратуры, приборов, вычислительной и информационной техники.

Существенное значение для развития активной части учебно-материальной базы образовательных учреждений имеет подготовка, выпуск и использование учебной и учебно-методической литературы, так как учебники и учебные пособия представляют собой главное средство обучения студентов.

Следует отметить, что состояние материально-технической базы является одним из важных показателей при аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Таким образом, поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса, при этом развитие должно осуществляться в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.

Эффективность, являясь одной из главных характеристик человеческой деятельности, выступает важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность работы.

Соотношение цели и полученных результатов дает представление об эффективности работы. Не случайно эффективность определяют как степень реализации цели.

Экономическая теория и практика говорят о том, что чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют такие элементы, как цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в этом перечне являются цель и результаты, представляющие собой начало и конец деятельности. А любая работа требует осмысления целей, порядка действий и возможных результатов, то есть предварительного осмысления как непременного условия обоснования замысла этой деятельности и надежности получения желаемого результата.

Исходя из этого, при характеристике эффективности образования, следует обратиться к цели. Как уже отмечалось, в преамбуле Закона РФ «Об образовании» оно определено как целенаправленный процесс, поэтому эффективность связана с качеством образования, которое, в свою очередь, определяется степенью «соотношения результата – свойств человека, получившего образование, – ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства. Без этого разговор о качестве учебных заведений и органов управления становится беспредметным. Поэтому механизм трансформации интересов указанных субъектов в цели деятельности образовательных учреждений оказывается одним из важных факторов, определяющих эффективность образования».

При этом особое значение имеет объем выделяемых обществом средств, то есть затраты. Образование специфическая отрасль хозяйства и подходить к затратам на образование прямолинейно не следует. Уменьшение затрат, как известно, ведет к повышению эффективности, но в данном секторе экономики имеются свои особенности. Это проявляется в том, что экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний, то есть косвенный, сопутствующий.

Внутренний непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом, и в каждом отдельном образовательном учреждении, а также максимальным вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг.

Внешний эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиции абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов в отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

В сочетании этих аспектов эффективности проявляется особенность отрасли образования.

К тому же многофункциональность образовательной сферы приводит к тому, что ее эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.

Чем больше трудовых, материальных и финансовых ресурсов используется в отрасли образования, тем выше его экономический результат, то есть создается больше образовательных услуг и полнее удовлетворяются потребности в них, выше уровень образования работников всех отраслей хозяйства. Это, в свою очередь, ведет к росту производительности труда и увеличению валового продукта. Таким образом, происходит соединение внутреннего экономического эффекта образования с внешним.

Следовательно, развитие образования выступает необходимым фактором ускорения научно-технического прогресса и повышения производительности труда и требует выделения обществом достаточных средств. Однако возможности государства не безграничны, и на определенном этапе развития общества встает вопрос об оптимальном распределении имеющихся ресурсов между различными сферами экономики страны, в том числе и об обеспечении развития образования.

Поэтому проблема определения эффективности затрат на образование является важной, но крайне сложной как в теоретическом, так и в практическом плане. В разное время вопросы определения экономической эффективности образования рассматривались А.Смитом, К.Марксом, С.Г.Струмилиным, В.А. Жаминым, С.Л. Костаняном, В.П.Щетининым и другими учеными.

Для определения эффективности образования нужны соответствующие методы и измерители, поэтому установление целесообразного объема инвестиций в образование невозможно без разработки соответствующих измерителей и методов определения народнохозяйственной эффективности затрат на образование.

Все существующие методы определения такой эффективности можно разделить на прямые и косвенные. Первые предполагают получение (в том или ином виде) стоимостных оценок эффективности образования, его влияния на деятельность народного хозяйства. Вторые позволяют получить косвенную (не стоимостную) оценку эффективности системы образования путем сравнения результатов деятельности этой системы с некоторыми заданными целями общественного развития.

Сравнение требуемого и действительного уровней образования по каждой специальности показывает, насколько фактическая подготовка работающих соответствует требованиям современного производства. Положительной стороной данного метода является возможность количественной оценки излишка или дефицита рабочей силы с данным уровнем подготовки. Вместе с тем метод предполагает, что производство жестко детерминирует структуру образования (строгое соответствие уровня подготовки виду работы). В действительности же в пределах каждой специальности существует достаточно широкий разброс уровней квалификации работающих. Кроме того, развитие образования может и должно забегать вперед, опережая текущие потребности экономики в квалифицированных специалистах, превосходя по своему качественному уровню технологию сегодняшнего производства. К недостаткам этого метода можно отнести то, что он не позволяет учитывать различия в качестве обучения; его внутренняя логика предполагает, что профессиональная структура работающего населения уже достигла оптимального состояния и требуется лишь изменение образовательной структуры, что не совсем очевидно; метод логически не завершен с экономической точки зрения, так как не позволяет измерять потери в экономике вследствие возникающих диспропорций между потребностями производства и достигнутым уровнем образования рабочей силы.

Прямых методов определения эффективности образования достаточно много. Методы, основанные на определении коэффициентов редукции труда, позволяют рассчитывать прирост условной численности рабочей силы, соответствующий приросту ее образовательного уровня, и на этой основе определить влияние повышения уровня образования на национальный доход. В работах ученых западных стран широкое распространение получил метод оценки эффективности образования, основанный на подсчете так называемых норм отдачи, которые исчисляются путем отнесения доходов, получаемых индивидом вследствие наличия у него образования, к его стоимости. Нормы отдачи в этом случае представляют собой рентабельность «человеческого капитала» для отдельного индивида и, по мысли сторонников теории «человеческого капитала», выполняют те же функции, что и норма прибыли по отношению к физическому капиталу, то есть измеряют степень эффективности «человеческих инвестиций» и регулируют их распределение. Эффективность образования в данном случае рассматривается с точки зрения отдельной личности, желающей получить соответствующее образование.

При оценке эффективности образования с помощью норм отдачи чаще используется показатель внутренней нормы отдачи, показывающий степень окупаемости «человеческого капитала» за весь срок его службы, в отличие от показателей текущей эффективности, характеризующих ее уровень в каждый данный момент времени. Поэтому при подсчете норм отдачи используются величины доходов и затрат, дисконтированные к моменту начала инвестиций. При определении внутренних норм отдачи обычно используется метод анализа.

Согласно теории «человеческого капитала», внутренние нормы отдачи не просто показывают степень эффективности затрат на обучение, но и регулируют распределение инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования в целом и другими отраслями экономики. С точки зрения отдельного индивида внутренние нормы отдачи образования действительно могут играть распределительную роль, но в ограниченных пределах. В частности, зная внутренние нормы отдачи по различным профессиям и нормы прибыли на физический капитал, можно вкладывать личные средства в ту или иную сферу в зависимости от того, где ожидается большая прибыль. Аналогичное поведение вполне допустимо и со стороны предпринимателей. Ведь расходы на образование совокупного рабочего (поскольку эти расходы сокращают прибавочную стоимость и увеличивают стоимость рабочей силы) должны рассматриваться ими как капиталовложения, приносящие прибыль, потому что более образованная рабочая сила способна к более сложному труду, приносящему большую прибавочную стоимость.

Для всей экономики в целом регулирующая роль норм отдачи не так очевидна. Различают частные и социальные нормы отдачи: первые показывают эффективность вложений в образование для самих учащихся, вторые – для экономики страны в целом. При расчете социальных норм отдачи используются полные затраты на образование, которые, как правило, значительно превышают расходы частных лиц, поскольку государство, а это характерно прежде всего для развитых государств, берет на себя большую часть издержек такого рода. Обычно социальные нормы отдачи несколько ниже частных. Однако социальные нормы служат лишь экономическим ориентиром для государственной политики в области образования, которая должна учитывать идеологические, социальные и политические факторы. Основным недостатком норм отдачи инвестиций в образование, особенно социальных, является то, что они показывают лишь, в каком направлении надо изменять инвестиционную политику, не позволяя при этом решить вопрос, в какой мере следует изменить инвестиции в ту или иную сферу.

Оценка внешнего экономического эффекта, связанного с определением социальных эффектов в обществе, рассматривается в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы через повышение конкурентоспособности профессионального образования и проявляется в:

Ø повышении роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

Ø увеличении количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);

Ø увеличении количества молодежи, обучающейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;

Ø увеличении количества людей, получающих дополнительное образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

Ø соответствии структуры подготовки специалистов по уровням профессионального образования потребностям государства и требованиям рынка труда, что осуществляется на основе сравнения с аналогичными показателями развитых стран и региональных рынков труда.

1. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования».

2. Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы.

3. Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу, которую в этой отрасли принято называть учебно-материальной базой.

4. Большое значение для осуществления образовательного процесса имеет материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

5. Эффективность, как качественный показатель результативности деятельности образовательного учреждения в этой отрасли, имеет свою специфику, которая выражается в двух взаимосвязанных аспекта: внутреннем и внешнем, сопутствующем.

1. Какие вопросы рассматриваются в IV главе Закона РФ «Об образовании»?

2. Дайте определение понятия «ресурсы образовательного учреждения».

3. Что вам известно о кадровом потенциале образовательного учреждения?

4. Какую роль в вашем учебном заведении играют информационные ресурсы?

5. Какова сущность учебно-материальной базы образовательного учреждения?

6. Что лежит в основе различия между основными и оборотными фондами образовательного учреждения?

7. Охарактеризуйте составные части основных фондов образовательного учреждения. Находится ли в вашем распоряжении что-либо из этих фондов?

8. Почему капитальное строительство является важным направлением совершенствования и развития материально-технической базы образовательного учреждения?

Глава 4. Финансирование и бюджетное нормирование расходов образовательного учреждения

Данная глава посвящена особенностям финансирования образовательных учреждений, так как проблема их стабильного и обоснованного финансирования является одной из самых острых проблем функционирования сферы образования. Поэтому необходимо выяснение сущности и своеобразия современного механизма финансирования образовательного учреждения.

Загрузка...
Top